На Руси тоже есть свое шитье белой нитью. Считается, что прежде всего это была вышивка буквиц — заглавных букв в рукописях. Относят эти работы к ХIII в., но предполагают, что они существовали и ранее. Традиционно вышивали на холсте разной толщины льняной, а позже и хлопчатобумажной нитью по выдерry и на редене (так называли холст прореженного полотняного переплетения) стягами. Разнообразие этих вышивок очень велико. Каждая местность дарила миру свою неповторимую технику и свои узоры. Так, известно белое строчевое шитье, называемое «тверская мелкая строчка», «нижегородский гипюр», «крестецкая» строчка (отличающаяся большим разнообразием), «ивановская» и «ярославская» строчка, «олонецкое шитье» и т.д. Как видите, все названия они получили по месту их бытования. Когда на Руси появились тонкое полотно, батист, маркизет, шифон и т.п., возникла «белая мстерская гладь», отличающаяся особым изяществом.
Конечно, по мере того, как укреплялись торговые связи между странами, появились и у нас самые разные виды белой глади, завезенные из других государств, в том числе и английское шитье, хедебо, хардангер и др., получившие у нас свое название, например «бельевая гладь», «вырезы».
Вышивка па выдергу, так же как и ришелье, выделились в особые виды рукоделия, а к белой глади стали относить английское шитье, белую мстерскую гладь, хедебо, дрезденское кружево, венецианское и швейцарское шитье и др. Хотя и это деление весьма условно, тем более, что вышивали не только белой нитью по белой ткани, но и нитью цвета экрю по кремовому или неотбеленному полотну, вензели и буквицы выполняли и цветной нитью, позже стали использовать технику белой глади для вышивания цветных изделий, подбирая нити в цвет ткани. Но техника эта так и продолжала называться «белой гладью».