Найти тему
galgut_and_books

Как выжить в мире постапокалипсиса.

Их осталось двое. Отец и сын. Земля выжжена, запорошена пеплом. На сотни миль вокруг простирается разрушение. Покинутые дома, голые деревья, обрывки асфальтовой дороги. Путники двигаются на юг, к океану – безбрежному краю затухающей надежды.

Мир, место в котором осталось только для сумасшедших и мародеров. Отец и сын здесь отшельники. Единственные, кто сохранил человеческое обличие. Чрез кромешный мрак они несут огонь. Метафору бьющего сердца, веры в то, что не все потеряно.

Разговаривают рубленными фразами. Сил хватает лишь на самое важное. Даже в утешение не более пары слов.

- Все будет хорошо?

- Будет.

- Уверен?

- Уверен.

- Потому что мы несем огонь?

- Да.

Каждый день – километры пешей дороги. Еда всегда на исходе. Обшаривать заброшенные дома не грешно.

- Люди, что здесь жили, умерли?

- Да.

- Они были бы рады, что нас спасут их припасы съестного?

- Да.

Других странников стоит опасаться. Они таят в себе угрозу. Как дикие звери. Нельзя долго оставаться на одном месте. Любое укрытие – ловушка, в которой героев поймают. Только движение обещает жизнь.

кадр из фильма "Дорога", 2009 год
кадр из фильма "Дорога", 2009 год

«Дорога» Кормака Маккарти описывает события, происходящие через несколько лет после апокалипсиса. Вся книга – рассказ о бесконечном пути в неизвестность. Повествование сухое. Язык рваный. В воздухе витает ощущение безысходности. Безымянные герои стараются побыстрее добраться на юг и день за днем продвигаются вдоль дороги, останавливаясь лишь на ночлег. Горизонт невидим, и остается гадать, есть ли впереди хоть что-то кроме таких же мертвых деревьев и заброшенных домов. Земля уничтожена целиком, без остатка. Миля за милей повторяющиеся пейзажи. Стоит ли бороться, если пристанища для путников больше не существует?

Мысли о сыне, забота о нем, не позволяют отцу опустить руки. Ребенок пытается верить в сказку про огонь, которой он должен сохранить, донести до иллюзорного места назначения. Все это похоже на блуждание в темноте, где путь - олицетворение самой жизни.

История полностью сконцентрирована на двух героях. Существует только то, что они видят. Скудные обрывки ландшафта, лица «охотников», с трудом различимые из-за веток деревьев. Все черно-белое, как падающий с неба пепел. Плохое или хорошее. Они – злые, мы добрые. Мы несем свет, они – смерть.

кадр из фильма "Дорога", 2009 год
кадр из фильма "Дорога", 2009 год

Сын не знает иной жизни. Он родился в потемках погибшего мира. Всему его обучил отец. Но именно мальчик держит в своих руках метафорический факел. Отец, как представитель старого, отживающего свой век, выступает проводником, сын – миссией. Ребенок несет на себе бремя морали и нравственности. Он боится взять чужое и готов отдать последнее оборванному страннику, агонизирующему на обочине дороги. Неслучайны в книге библейские мотивы. Кругом символика тройки. Три возможности умереть и три шанса на спасение. По пути отец с сыном встречают старика Илайя, в образе которого можно увидеть пророка Илии, что должен явиться на Землю, дабы провозгласить второе пришествие Христа. Симптоматично, что отец в романе Маккарти отвергает путника, когда как сын стремится тому помочь.

кадр из фильма "Дорога", 2009 год
кадр из фильма "Дорога", 2009 год

Немаловажно для осмысления книги ознакомиться с некоторыми фактами из биографии автора. «Дорога» была издана в 2006 году, когда Кормаку Маккарти было 73 года. На тот момент писатель являлся молодым папой, отцом восьмилетнего мальчика. К слову, роман как раз сыну и посвящен. В связи с этим, мне видится, что «Дорога» – это с одной стороны наставление, озвучивание нравственных ориентиров, а с другой – провозглашение рождения нового мира, строить который предстоит сыну писателя.

Получается, что роман Маккарти не столько постапокалиптические приключения героев, сколько философская притча, базирующаяся на новозаветных сюжетах. Мы имеет Отца, Сына и Святого духа. Последний все время незримо их сопровождает и помогает в кризисных моментах, приносит тот самый шанс на спасение, о котором я говорила выше. Открытый финал в романе означает наступление некой новой эры. Что она будет из себя представлять, нам знать не дано.

«Дорога» - лауреат Пулитцеровской премии 2007 года.

В 2009 году роман был экранизирован. Главные роли в фильме исполнили Вигго Мортенсон и Коди Смит-Макфи.

Купить книгу можно здесь.

#рецензии_galgut_and_books

Если вам понравилась публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления!