Найти в Дзене
Train с Лизой Гилле

Палка в колесе: брать ли напрокат велик в Амстердаме?

Амстердам у меня всегда ассоциировался с велосипедами. Да и сами амстердамцы всячески продвигают свой велосипедный имидж. Даже на бортовых стаканчиках национальной авиакомпании KLM отчеканены велики.

-2

Говорят, путь велосипедов к статусу национального транспорта города был покрыт шипами. После Второй мировой войны экономика Нидерландов поднялась, и амстердамцы пересели на автомобили. В результате узкие улицы исчезли под колесами машин. В 1971 году в авариях погибли более 3000 человек, среди них 400 детей. В знак протеста активировался Союз велосипедистов, который не раз блокировал дороги митингами. К счастью для них, в 1973-м случился мировой нефтяной кризис, и власти Амстердама призвали жителей экономить топливо. С тех пор и понеслось. Сейчас в голландской столице 400 км велосипедных дорожек.

-3

Поэтому, оказавшись несколько лет назад впервые в Амстердаме, я твердо решила передвигаться по городу на двух колесах. В центре прокат везде, на расстоянии вытянутой руки. Мне удалось арендовать велик на 3 часа за 4 евро. Без лишних формальностей (разве что копию с паспорта сняли).
И я, довольная, поехала, предвкушая, как буду неспеша катить вдоль каналов под крики чаек.

-4

Вот я на "трассе". Сзади неистово сигналят. "Езжай быстрее!". Навстречу несутся, как чайки, крупные голландцы, на ходу пьют кофе и жуют сэндвичи. И совсем не смотрят по сторонам. Вот светофор на уровне сидящего велосипедиста. Мигает значок "велосипед". Зеленый свет! Вперед! А откуда я знаю, куда ехать? Я ж гуляю! Неуклюже сворачиваю вправо, и тут же до меня доносится поток сознания, видимо, голландский мат. "Поворотник где?". И вот уже звенит вся улица. Мне звенят! Кое-как выруливаю в тихий переулок. Там мусоровозка собирает пакеты с помойкой. От неожиданности я теряю управление и врезаюсь в нее. И на лету соскакиваю с падающего велика. "Крутое кино!", - кричит мне чернокожий в дверях кофе-шопа, одобрительно подняв вверх большой палец. Возможно, решил, что я - глюк после грибов.

-5

С тех пор я хожу по Амстердаму пешком или езжу на трамвае. Велосипеды в этом городе не аттракцион, а средство передвижения для тех, кто спешит в офис, на встречу, в клинику, банк и т.д. Не решил, куда поедешь? Не торопишься? За руль не садись.

Тем не менее если вам все же катит взять велик, вот несколько официальных правил с сайта Holland-Cycling.com:
⚠при повороте вытягивать вправо-влево руку;
⚠ если у светофора знак Rechtsaf voor fietsers vrij, поворачивать направо на красный свет;
⚠ не выезжать на тротуар;
⚠не пить алкоголь перед поездкой и во время;
⚠держать скорость или ехать так, чтобы вас могли обогнать;
⚠🆕 📵с 1 июля 2019 года запрещено разговаривать по мобильнику и пользоваться любыми девайсами в пути!

И лично от меня: прежде внимательно изучите карту и проложите маршрут, чтобы не тормозить в неподходящих местах.

О первом в моем рейтинге отеле Амстердама я написала здесь.

Легкой дороги.