Андрей Тарковский не очень жаловал женский пол. Но одно было белокурое «исключение».
- «Говорят, Тарковский никого к себе не подпускает, особенно женщин…»
- « Мне кажется, что я давно знаю Тарковского и непременно встречу его!»
Так началось знакомство и совместная работа двух удивительных людей – Андрея Тарковского и Лейлы Александер-Гарретт – его правой руки, переводчицы шведского языка на съёмках «Жертвоприношения».
День за днём Лейла вела дневник. И лёг он в основу этой книги. Мы видим великого режиссёра глазами любящего и понимающего человека.
« Никогда не бойся местоимения «я» - призывал Андрей. – Пиши только то, что ты сама чувствовала…» В каждой строчке книги мы ощущаем его присутствие.
У них не было романа, только взаимное обожание.
Но не только теплотой взаимной любви пронизан дневник.
Нам повезло – мы видим каждый шаг режиссёра, его помощников. Как рождались знаменитые кадры. Находимся прямо внутри съёмочного процесса.
В жёсткую реальность создания фильма вплетается нежная мелодия тихого подробного рассказа.
Захватывает противостояние разных культур – невозмутимых шведов, русских людей, легендарного режиссёра. Видим ход мыслей Андрея, через что он прошёл. Что любил, что ненавидел, мелкие детали быта, случаи разные. Терзания и искания.
Поражает и захватывает нескончаемый процесс взаимодействия Андрея и Лейлы.
Они понимают друг друга без слов.
Он с ней советуется .
Он нежно заботится о ней. Бережёт и подкармливает на съёмках.
Андрей действительно советовался с ней по поводу картины. В ней он находил умного собеседника. Они могли обсуждать музыку, свет, цвет, пейзаж.
«Когда Андрей выбирал актеров, он поглядывал на свое окружение, как кто реагирует? В выборе Аделаиды - главной героини- Сьюзан Флитвуд из Лондона и Малыша особенно: ходил, морщился, вопросительно смотрел прямо в глаза, словно, спрашивал: что ты думаешь?, кусал ногти. Я подробно описываю его мучения в книге “Андрей Тарковский: собиратель снов”. То же можно сказать о выборе натуры. Он как бы весь, вся его фигура превращались в вопросительный знак. Быть может, он спрашивал себя? Спрашивал и переспрашивал.»
Это всё – и детали разговоров, съёмок, приготовлений, разъездов – звучит как негромкая мелодия, как успокаивающий стук колёс поезда. Повествование мягко, но настойчиво ведёт тебя.
Она –по-женски, с любовью к деталям, умно и просто рассказывает в книге об их совместной работе. О высоких материях. О важных пустяках.
Порой кажется, что она видит весь съемочный процесс и даже жизнь Андрея – с высоты.
Все считали, что у них был роман. Так ли это? – Читайте книгу!