Как и многие, я росла на отечественной мультипликации. Советские мультфильмы люблю до сих пор – люблю гораздо больше диснеевской продукции, и уж тем более – больше современных компьютерных поделок.
Не все мультфильмы казались мне милыми, добрыми и поучительными. Некоторые из них пугали меня так сильно, что я несколько ночей подряд спала со включенным светом.
Давайте вспомним самых страшных персонажей из советской мультипликации.
Добрый Э-эх («Ух ты, говорящая рыба!»)
Сам мультфильм – интересная вариация «Сказки о золотой рыбке». По сюжету, бедный рыбак, как это часто бывает в сказках, случайно вступил в связь с весьма колоритным представителем нечисти. Тот подарил старику волшебный столик. Как оказалось – не бескорыстно…
В детстве меня напугало то, как быстро добродушный Э-эх показал свою истинную сущность:
А не сумеете – век меня помнить будете!!!
Воспитательный посыл мультфильма прост – не разговаривай с незнакомцами, и не бери у него ничего, держись от подозрительных людей подальше. Спасибо, запомнила на всю жизнь… А вы? Тоже его боялись?
Колдун («Страшная месть»)
Гоголю, честно скажу, не везет с экранизациями. Лучшее, что есть в мультфильме – это замечательная дума, исполненная М. Литвином.
Для того чтобы понять сюжет мультфильма, нужно помнить (или знать) произведение Гоголя. Я его помню хорошо…
Колдун – представитель проклятого рода. То есть, это изначально обреченный человек. Он творит жуткие злодейства – от простого убийства до инцеста. Каждое его преступление преподносится в фольклорной тональности, но не стоит забывать, что мы имеем дело с украинским фольклором, который почти такой же страшный, как и японский.
К сожалению, в мультфильме отсутствует философский подтекст. Также там нет атмосферы обреченности, что есть в книге, а сам колдун – больше жуткий и неприятный, чем страшный.
Заяц-оборотень («Ну, погоди!», 17 выпуск)
Ни один социальный ролик «Ну, погоди!» не может сравниться с кошмарным выпуском про зайца-оборотня. Сама серия очень тревожная – она пропитана духом девяностых, и нам вполне конкретно было сказано, что Волк стал «братком». В этом контексте страшная трансформация Зайца выглядит достаточно хрестоматийно.
В детстве, конечно, об этом не задумываешься. В детстве ты сидишь и трясешься от страха. А ночью… О, ночью тебе особенно весело…
Грумбумбес («Ромка, Фомка и Артос»)
- Гаси свои глаза, железная коза! Притащу дубину – перебью хребтину. Поломаю, сокрушу! А щенят – передушу.
Грумбумбес, как и его дальняя родственница, толкиеновская Шелоб – «неизвестный ужас», порождение тьмы.
Кстати, в мультфильме этого пламенного стихотворного монолога не было. Мультяшный Грумбумбес интеллектом не обладает, но, увы, менее кровожадным от этого не становится. Он преследует главных героев в лучших традициях культовых фильмов ужасов. В мизансценах с ним присутствует и саспенс, и обреченность.
Образ очень жуткий и мрачный. Одни только налитые кровью глаза чего стоят.
Кстати, Грумбумбес являлся в кошмарах не только мне. И поэтому в следующих сериях его сделали уже не таким страшным.
Заяц-робот («Ну, погоди!», 14 выпуск)
Эта серия – своеобразная пародия на научно-фантастические романы и фильмы. Но, как и в случае с 17 выпуском, пародия эта получилась уж очень жуткой.
Серия пропитана безнадежностью – супермощный, разумный и злой робот преследует злосчастного Волка с маниакальной настойчивостью. И даже символический полет на Луну ничего не изменил – за ним все равно пришли…
А какие персонажи советских мультиков пугали вас? Пишите в комментариях!
Подписывайтесь на мой канал, и ставьте лайки, если эта статья заставила вас улыбнуться и поностальгировать.