Найти в Дзене
Окопная Правда

Рождение чудовища. Часть 3.

Оглавление

Третья часть цикла "Рождение чудовища" поведает нашим уважаемым читателям о некоторых отечественных проектах бронированных машин, созданных для борьбы с пулеметами и способных прорываться сквозь оборонительные рубежи противника.

Сразу оговоримся: в статье представлены не все проекты подобных механизмов! Фокус сделан на двух машинах: одна была воплощена в металле , другая так и осталась на бумаге, но была достаточно передовой по меркам своего времени.

И по хронологии следует начать со второй машины.

Сухопутный линкор.

С 1911 по 1915 годы усердный инженер-кораблестроитель в инициативном порядке, а также в свободное от работы время, чертил, рассчитывал и обосновывал новый тип оружия, способный кардинально повлиять на боевые действия недалекого будущего.

Своё детище автор называл коротко и ёмко, хотя и не совсем справедливо: "Бронированный автомобиль". Учитывая свою основную специальность, инженер-корабельщик широко задействовал в проекте свой богатый опыт проектирования военных кораблей. Поэтому к данной машине лучше всего было бы применить название "сухопутный линкор"!

Кстати, "отцом" этой боевой машины стал В.Д. Менделеев, сын всем известного химика Д.И. Менделеева.

Василий Дмитриевич Менделеев, создатель бронированной машины.
Василий Дмитриевич Менделеев, создатель бронированной машины.

Папка с чертежами и расчетами по "бронированному автомобилю" Менделеева была отправлена в канцелярию военного министерства в августе 1916 года (до первого боевого применения англичанами танков на поле боя оставалось где-то полмесяца!). После беглого ознакомления с проектом, военные чиновники сдали папку в архив! Причина проста: создание подобной машины показалось им пустой фантазией.

Через некоторое время Менделеев-сын, доработав проект (в котором имелись некоторые ошибки в расчетах), передаст военным второй улучшенный вариант своей бронемашины. Ответа не последует и в этот раз, но уже по причинам социально-политическим: в стране скоро начнется революция. Военным будет не до "броненосных автомобилей". Поэтому так называемый "танк Менделеева" при всей его проработанности и сбалансированности так и не воплотиться в металле.

А что из себя представлял этот танк? Так ли он был бы хорош, если бы его построили и опробовали. Давайте будем разбираться.

Общий вид "танка Менделеева".
Общий вид "танка Менделеева".

Бронирование: Начнем с него. По замыслу создателя машины, танк (буду называть его так) должен был иметь коробчатую форму и "собираться" по корабельному с помощью клепки и сварки. Лобовая деталь корпуса была очень толстой - 150 мм. Для сравнения: у британского танка Марк I она была 10-мм, у французского "Сен-Шамона" - 17 мм, у немецкого A7U - 30 мм. Такую броню "не брал" бы никакой снаряд полевой артиллерии, даже в упор! По заверениям инженера танк мог выдерживать попадания и 152-мм снарядов крепостных орудий. Кстати, борта и корму предполагалось защищать бронелистами, толщиной в 100-мм.

Общий вид "танка Менделеева" На борту - жалюзи вентиляции двигателя. Сверху - пулеметная башенка.
Общий вид "танка Менделеева" На борту - жалюзи вентиляции двигателя. Сверху - пулеметная башенка.

Вооружение: Для того времени очень мощное. Главный калибр - 120-мм морское орудие Канэ располагалось на осевой линии бронемашины, установленное ближе к носу.

120-мм пушка Канэ, установленная на финском побережье.
120-мм пушка Канэ, установленная на финском побережье.

Предполагалось, что оно сможет смещаться на 16 градусов влево и вправо, без необходимости разворачивать танк.

Вид сверху. Показаны углы отклонения пушки от продольной оси.
Вид сверху. Показаны углы отклонения пушки от продольной оси.

Также имелась ещё и выдвигающаяся командирская башенка, снабженная пулеметом Максим калибра 7,62 мм.

Двигатель и ходовая часть: В качестве двигателя автор планировал использовать обычный карбюраторный 250-сильный мотор от подводной лодки (снова корабельные мотивы!). А вот ходовая часть танка была с "изюминкой": катки оснащались пневматической индивидуальной подвеской, способной менять клиренс машины или вообще "сажать её на брюхо". Например при ведении стрельбы по фортам и укреплениям, Менделеев предусматривал такой сценарий: танк подъезжает на оптимальное расстояние, "садится" на землю и ведет планомерный обстрел. В таком режиме достигалась и большая точность попаданий, сберегалась от чрезмерных нагрузок и вражеского огня сложная ходовая часть.

Рисунок "танка Менделеева" в положении "лежа на грунте". Хорошо видны пневматические цилиндры индивидуальной подвески катков и их размещение.
Рисунок "танка Менделеева" в положении "лежа на грунте". Хорошо видны пневматические цилиндры индивидуальной подвески катков и их размещение.

При всех достоинствах у "танка Менделеева" были и свои недостатки:

1. Ввиду противоснарядного бронирования, вес машины достигал 170 тонн. Это очень сильно влияло на скорость танка и его проходимость по слабым грунтам, которые не смогли бы удержать такой вес. Ещё одна проблема избыточного веса кроется в том, что не каждый мост выдержит такого бронированного "монстра".

2. 250-сильный двигатель был дефицитным, так как не производился в России, а ввозился из-за рубежа. Кроме того такой же тип мотора ставили на подводные лодки, и вряд ли морское ведомство с радостью поделилось двигателями для танка.

3. При впечатляющем "главном калибре" танк был слабо вооружен, особенно против пехоты, имея всего лишь один пулемет в верхней башенке, да несколько бортовых амбразур для стрельбы из личного оружия экипажа.

4. Пневматическая подвеска была очень капризна и требовала филигранной сборки, что было трудно обеспечить по многим причинам.

"Мамонтоподобная летучая мышь".

Спокойно! Речь пойдет не о монстрах или посланцах из ада, а о весьма необычном проекте бронированной машины!

В 1914 году некий инженер Николай Лебеденко придумал боевой механизм, способный как уничтожать пулеметные огневые точки, преодолевать окопы и траншей, так и наводить ужас на противника своим видом.

Работая в своё время на военное ведомство и выполняя разные заказы (например, бомбосбрасыватель для бомбардировщика "Илья Муромец") Лебеденко показал свой проект Николаю Жуковскому (в частности известен работами в области аэродинамики).

Николай Егорович Жуковский, соавтор проекта "танка Лебеденко"
Николай Егорович Жуковский, соавтор проекта "танка Лебеденко"

Неизвестно чем, но проект вдохновил ученого и тот подключил к работе над ним и своих племянников: А. Микулина и Б. Стечкина.

Заручившись поддержкой князя Г. Львова и изготовив масштабный макет своей машины, Лебеденко предстал 8 января (21 января по новому стилю) 1915 года перед русским царем. В кабинете у Николая II прошли своеобразные "испытания": император и инженер полчаса ползали по полу кабинета с заводным макетом бронехода. Машина Лебеденко легко ползала по ворсистому ковру и преодолевала "препятствие", возведенное из трех томов "Законов Российской империи".

Император был впечатлен настолько, что выделил 210 000 рублей из собственных средств на постройку "полноразмерного" опытного образца. Кстати, деревянную заводную модель, Николай Александрович оставил у себя и её дальнейшая судьба неизвестна.

Лебеденко и его детище получили зеленый свет! Постройка опытного образца проходила в Москве и завершилась к весне 1915 года. "Танк Лебеденко" в первый раз пустили в ход на полигоне в районе г. Дмитрова 27 августа (2 сентября) 1915 года.

Гигантская машина, запустив моторы, двинулась вперед, сопровождаемая громогласными криками ура! Она упрямо двигалась по бревенчатому настилу, подкатила к краю, сломала дерево, аки спичку... А затем застряла в первой же канаве! И самое неприятное - она не смогла из неё выбраться своим ходом! Это был провал! Оглушительный провал!

Несмотря на заверения инженера Лебеденко о том, что он доработает машину, комиссия дала отрицательное заключение. Проект закрыли, деньги, отпущенные царем, были потрачены, новые кредиты никто давать не хотел, поэтому танк инженера Лебеденко, называемый "Летучей мышью" так и остался на полигоне (район платформы Орудьево, Савеловского направления), ветшая и ржавея потихоньку. Так продолжалось до 1923 года, когда "махину" не порезали на металлолом.

Что из себя представлял этот проект. Внешний вид танка был чрезвычайно экстравагантен: некая помесь монструозного орудийного лафета с среднеазиатской арбой!

Общий вид "танка Лебеденко". Современная картинка.
Общий вид "танка Лебеденко". Современная картинка.

Спереди имелись два гигантских (диаметр 9 метров) спицевых колеса (автор проекта признавался, что его вдохновила среднеазиатская телега - арба), на манер велосипедных, которые сзади поддерживал цилиндрический каток (1,5 метра в диаметре), являвшийся ещё и направляющим механизмом.

Вид спереди на "танк Лебеденко". Современная реплика той машины.
Вид спереди на "танк Лебеденко". Современная реплика той машины.

Корпус шириной 12 метров представлял из-себя коробчатую структуру из 8-10 мм стальной брони близкую к форме буквы "Т". По краям имелись орудийные спонсоны, вооруженные пулеметами, а при желании могущие вмещать и артиллерийские орудия небольшого калибра.

Чуть ли не единственная фотография "танка Лебеденко".
Чуть ли не единственная фотография "танка Лебеденко".

Сверху имелась неподвижная цилиндрическая боевая рубка-башня с амбразурами для пулеметов, а внизу, под днищем, располагались ещё одна огнева точка. Итого: можно устанавливать либо две пушки калибра 76,2 мм и 8 пулеметов, либо 10 пулеметов "Максим".

"Танк Лебеденко", вид сбоку. Фигуры дают представление о размере этой махины.
"Танк Лебеденко", вид сбоку. Фигуры дают представление о размере этой махины.

Движитель танка был тоже весьма оригинален - два трофейных мотора марки "Майбах", снятых со сбитого немецкого цеппелина, приводили в движение пару автомобильные колес, которые в свою очередь, прижимались к ободу каждого из двух 9-ти метровых колес и приводили их в движение.

Слабыми сторонами проекта были следующие моменты: абсолютно нулевая проходимость, большая высота машины, которая с легкостью засекалась врагом и уничтожалась артиллерийским налетом, отсутствие отечественных двигателей нужной мощности и низкая живучесть гигантских спицевых колес, которые выводилась бы из строя одним попаданием осколочного снаряда.

Единственно, что мог бы сделать такой танк, если волей судьбы он пошел бы в бой, так это изрядно напугать немцев, сидящих в окопах. Представьте себе на миг картину, на вас ползет из утреннего тумана черт знает что высотой с трехэтажный дом, фырчащее и скрежещущее...

Модель "танка Лебеденко" (также известны названия: Летучая мышь, Нетопырь, Мамонт, Мастодонт, Царь-танк.) И это не та модель, которую испытывали в кабинете Николая II. Современная реплика.
Модель "танка Лебеденко" (также известны названия: Летучая мышь, Нетопырь, Мамонт, Мастодонт, Царь-танк.) И это не та модель, которую испытывали в кабинете Николая II. Современная реплика.

В качестве послесловия отмечу, что в Российской империи так и не наладили производства собственных танков, хотя проектов было хоть отбавляй. В 1917 году велись вялые переговоры о закупке английских или французских моделей, но эти контракты были отменены в виду начавшейся в стране революции.

Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!
Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!