В XVI- начале XVII веков архитекторы, родом из кантона Тичино, создали удивительные шедевры раннего барокко и находятся они по всей Европе: от Рима до Вильнюса – современной столице Литовской Республики. Почему несколько веков назад князья Литовские решили обратиться именно к мастерам архитектурного дела из Тичино мы расскажем в нашей статье.
Великий янтарный путь
Отношения между Швейцарией и странами Прибалтийского региона складывались очень давно. Всем хорошо известен Великий янтарный путь, древнейший торговый маршрут, о котором упоминал ещё Геродот. Начиная с античных времён, по нему доставлялся янтарь из Прибалтики в Центральную и Южную Европу. Солнечный камень использовался для украшений и даже в медицинских целях. До сих пор в Швейцарии существует традиция одевать маленьким детям янтарные ожерелья от сглаза и болезней.
Гламурная принцесса Бона Сфорца
Однако не только удивительный камень объединял далёкие страны. Особое сближение с культурой Ломбардии, региона северной Италии, характерной и для Тичино того времени, произошло при замужестве короля польского и великого князя литовского Сигизмунда I с принцессой Боной Сфорца, дочерью миланского герцога Джана Галеаццо Сфорца, ставшей королевой польской и великой княгиней литовской с 1518 по 1548 гг.
Важно помнить, что кантон Тичино на протяжении нескольких столетий был тесно связан с Миланским герцогством и исторически, и культурно. До сих пор на фасадах старинных домов можно увидеть миланский герб Висконти-Сфорца. А с начала ХV в. тичинские архитекторы Соляри из Кароны участвовали в строительстве Миланского собора.
Естественно Бона, воспитанная во дворце, который украшал великий Леонардо да Винчи, любила все самое красивое и привнесла за тридцать лет правления во двор литовских князей, как сейчас принято говорить, «нотку гламура»: модный дизайн и наряды, утонченную кухню и ароматические приправы, а в реконструкции вильнюсского дворца принимали участие, в том числе и архитекторы из Миланского герцогства. Это была первая волна южноевропейского влияния на Вильнюс.
Архитектурный клан из Тичино
Вторая «архитектурная волна» пришла уже напрямую из Рима, благо уже была подготовлена почва. Главным событием ХVI в. стала протестантская Реформация. Папская власть была отвергнута чуть ли не половиной Европы. Поэтому Риму нужно было возродить своё «былое величие» как в умах, так и визуально, показав величественными храмами «видимые знаки невидимой благодати Божьей». Также была разработана программа обучение молодого поколения в духе католицизма: в 1564 г. папа римский Пий IV принял решение о создании семинарии в Риме, и комиссия кардиналов поручила ее организацию совсем молодому ордену иезуитов, недавно созданному для защиты католической веры, воспитания, миссионерства и просветительной деятельности.
Прослышав о том, что протестантизм, постепенно распространялся в Литве папа Пий IV поспешил отправить туда иезуитов. Основание их первой коллегии в Вильне относится к 1569 г.
С 1587 г. в Литве пришел к власти Сигизмунд III (1566 —1632), внук Сигизмунда I и гламурной Боны. Несмотря на то, что детство король провел в протестантской Швеции, его воспитателями были монахи Иезуитского ордена. Идея воспитания в католическом духе с малых лет сработала и главной задачей Сигизмунда III стало упрочение в Речи Посполитой католицизма, поэтому его даже называли «король иезуитов».
В те времена на архитектурной сцене Рима блистал уроженец Тичино Маттео Кастелли (1560, Мелиде – 1632, Варшава). В 1580 г. он работал в Риме у своего двоюродного брата знаменитого Доменико Фонтана, тоже родом из Мелиде, а затем с 1592 г. у своего второго двоюродного брата Карло Мадерно, родом из Биссоне, городка, расположенного напротив Мелиде.
Уроженец Тичино Доменико Фонтана (1543 — 1607) был главным архитектором папской курии. Фонтана перестроил множество дворцов и даже завершил возведение купола собора Св. Петра. С берегов озера Лугано, славившегося мастерами каменных дел, с ним приехали многочисленные родственники, ведь в те времена профессиональные секреты передавались от поколения к поколению исключительно по родственной линии. А земля северных альпийских озер - озера Комо и Лугано издавна была знаменита своими каменных дел мастерами, в том числе и благодаря прекрасным мраморным и каменным карьерам (например, мраморные карьеры в Арцо, Мендризио).
Итак, один из лучших архитекторов того времени Маттео Кастелли напрямую из Рима и Ватикана уехал в Вильнюс, где он получил почетное звание главного архитектора королевства.
Часовня Св. Казимира - Святыня княжества Литовского
В Кафедральном соборе Святого Станислава и Святого Владислава, расположенном в центре Вильнюса рядом с недавно воссозданным Дворцом великих князей литовских, находится полная мистики Часовня Св. Казимира, где покоятся останки покровителя всей Литвы Св. Казимира. Это главный католический собор Литвы. Здесь проходили коронации великих литовских князей.
Часовня Святого Казимира является одним из важнейших памятников искусства литовского барокко. Её проект был выполнен архитектором из Мелиде Маттео Кастелли и закончен его племянником Костанте Тенкалла (1593, Биссоне – 1646, Варшава) Именно Маттео Кастелли, блистательному римскому архитектору, поручил Сигизмунд III, правитель Польши и Литвы, построить эту величественную часовню, сразу же после 1602 г., когда Казимир был официально признан Святым.
Исскусствоведы рассказывают, что "при строительстве часовни использовались дорогие строительные материалы: песчаник из Швеции, мрамор из Карпат. Строительство и отделка часовни в стиле барокко стоили более 3 миллионов ауксинов".
Архитекторы из Тичино делали красиво, качественно и как сейчас говорят «под ключ», от проекта – до выполнения сложных барельефов и подборки мрамора для величественных колонн (естественно в строительстве принимали участие многочисленные родственники, в том числе и как подмастерья), поэтому их услугами охотно пользовались европейские монархи.
Шедевры раннего барокко
Некоторые исследователи полагают, что Константе Тенкалла перед отъездом в Княжество Литовское заехал в свой родной город Биссоне, так как в 1620 г. он женился на Марте Порро. В книге «Биссоне, земля художников» высказывается предположение, что он даже успел спроектировать церковь Св. Рокко, так как на архитраве фасада здания учеными были обнаружены инициалы С.Т. (Константе Тенкала).
Трудно точно сказать, возвращались ли архитекторы из Вильнюса в Тичино к родным, ведь путь был долгим и трудным: в то время не было ни асфальтированных дорог, ни поездов.
Работая в Речи Посполитой, оба архитектора Маттео Кастелли и Константе Тенкалла хорошо адаптировались к специфике региона: они часто использовали в качестве декоративных элементов формы местных цветов и растений. Кроме того, здания были построены с применением специальных материалов, так как южные технологии не выдерживали бы суровые зимы и влажный климат.
Удивительный путь проделали эти мастера из Тичино в Вильнюс, через Рим, чтобы создать «литовское барокко», соединяющее в себе зрелищность, сценографичность и иллюзионистскую перспективу, когда визуальный эффект стремится к эмоциональному вовлечению и сопереживанию. Их искусство захватывало зрителя, унося ввысь к божьим чудесам. Этот удивительный художественный всплеск эмоций можно увидеть в другом вильнюсском барочном шедевре Константе Тенкалла – Костёле Святой Терезы. Храм был построен католическим орденом босых кармелитов в 1633-1654 г. Именно его фасад спроектировал архитектор из Мелиде.
В дальнейшем в Литве работали более 40 различных художников из Тичино. Они авторы множества памятников архитектуры, по сей день украшающие города Литвы. Это – собор Святых Петра и Павла в Вильнюсе с великолепными скульптурами Пьетро Перти (1648 -1714) из Муджио; монастырь бернардинцев в Титувенай, построенный в XVII в. архитекторами Фонтана из Мендризио, и другие прекрасные здания.
Тема архитекторов из Тичино в Литве была многосторонне изучена швейцарскими и литовскими искусствоведами. Также было выпущено множество книг и статей, посвященных этому вопросу. Однако, чтобы почувствовать почему эти мастера смогли создать столько шедевров, нужно обязательно посетить их родину, кантон Тичино, расположенный на юге Швейцарии, который в начале прошлого века так точно назвал А.Н. Бенуа «рассадником искусств». А затем поехать в Литву и увидеть эти прекрасные творения архитекторов из Тичино!
Ильина Юлия, Тичино