Найти тему

По Моим законам

"Если по Моим законам [חקתי хукотай] будете ходить и Мои заповеди [מצותי мицвотай] соблюдать..." (Ва-икра, 26:3). Далее список возможных благ...

Хуким – законы, не понятные с точки зрения этого мира: тфилин, кашрут, шаатнез, "красная корова" и т. д.

Мицвот здесь приведены как противоположность хуким,

то есть то, что в принципе можно понять: не убивай, не кради, делай добро и т. д.

Казалось бы, всё должно было бы быть написано наоборот: ходить по понятным путям (мицвот) и соблюдать то, что не понятно (хуким).

Почему написано именно так?

Один из ответов.

Если скажешь Творцу: "Я не понимаю, почему Ты мне дал эту заповедь, но я люблю Тебя, доверяю Тебе, и поэтому я это делаю" – такой подход сближает с Творцом. Это сближение и становится путём.

Если скажешь Творцу: "Я понимаю, что делать хорошо, а что плохо, но я делаю или не делаю это потому, что это заповедь" – это тоже сближает.

Ведь проблема в том, что, если я сам решил, что хорошо, а что плохо, то:

− во-первых, это "сам" уже отрежет тебя от Творца,

− во вторых, иногда твоя логика будет соответствовать тому, что хочет Творец, а иногда не будет. То есть, иногда будешь случайно выполнять Его заповеди, а иногда нет.

Тора говорит, что, если выполнять заповеди случайно не обращая внимания на негативные последствия, может случиться самое страшное согласно закону "Мида кэнегед мида" ("Мера за меру"):

"И пойду против вас в ярости случайностей" (Ва-икра, 26:28).

Это предостережение работает как на уровне общества, так и на уровне личности.

Наградной список

С позитивным аспектом обещаний за выполнение заповедей тут оказывается тоже не всё просто.

Сказано, за выполнение заповедей нет награды в этом мире. Награда за заповедь – заповедь, то есть возможность выполнить ещё одну заповедь. Допустим, вы правильно провели шабат – вам в награду даётся возможность провести ещё один шабат. Но для этого вам понадобятся деньги, чтобы еду купить, заплатить счета за электричество, газ, квартиру и т. д. Вот на это вам и будет дано всё материальное благополучие. И так во всём остальном.

Известный комментатор Торы Ор Хаим (раби Хаим бен Аттар)* приводит 42 объяснения на фразу "Ходить по путям Торы".

Вот некоторые:

− повторение и интеграция,

− изучать четыре уровня Торы*: пшат, ремез, драш и сод,

− подготовить ум и тело для наилучшего восприятия Торы. Рамбам: "Человек должен иметь физическую силу, чтобы учить Тору".

− находить новые интерпретации, которые не противоречат закону,

− не подражать праведникам подобно попугаю, тем более, предыдущих поколений, беря на себя слишком много устрожений,

− ходить, а не ползать и жаловаться,

− иди туда, где есть Тора,

− а не туда, где есть духовные опасности,

− 48 путей мудрости,

− пути Торы отличаются от всех остальных путей. Человеку помогут в её изучении,

− когда изучаешь заповеди, которые ты не можешь выполнить, тебе засчитывается как если бы ты их выполнил,

− получать мудрость, закрытую обычным людям,

− получить интимные отношения с Творцом,

− ты создан ходить, а не сидеть – выполнить своё предназначение,

− даже смерть превращается в радость,

− еврей, который ходит по путям Торы, выше гороскопа,

− "Пиркей авот": "Нет муки – нет Торы, нет Торы – нет муки".

Не удивляйтесь, если нет занятия Торой – нет у народа материального благополучия.

Помочь "прикреплённым"

Души людей, знающих, но нарушающих заповеди, могут для для исправления быть "прикреплены" к животному, растению или даже неодушевлённому предмету.

Ари Заль говорит, что, ходя по путям Торы, вы удостоитесь поднимать души, которые трансмигрировали в животных, растения или неодушевлённую материю .

Люди, обладающие способностью делать это, могут в противном случае – не солюдая Тору, не идя её путями – всё разрушить. Список и порядок этих разрушений, если мы не остановимся, как я уже и написал вначале, прикладывается в этой недельной главе, завершающей книгу "Ва-икра".

Их 49. От 50-го уровня, из которого уже невозможно вернуться, Творец обещает нас спасти.

А начинаются они с тревожных состояний, депрессии, потери ориентации в жизни, чувства безнадёжности (раби Арье Каплан "Живая Тора").

Пусть у нас всех будет благословение ходить по Его путям и получить всё, что Творец хочет нам дать!

Упражнение

Путями Торы

ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.

Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.

Скажите себе: "То, что я чувствую присутствие Творца, уже важнейший шаг".

Спросите: "Какую непонятную мне заповедь в первую очередь нужно сделать с ощущением любви и доверия к Творцу?"

Сделайте эту заповедь, как можно скорее.

Спросите: "Что я могу сделать для своего тела, чтобы оно лучше воспринимало Тору?"

Спросите: "Что нужно повторить и лучше интегрировать в первую очередь?"

Спросите: "Что нужно повторить и лучше интегрировать в первую очередь?"

Сфокусировавшись на присутствии Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любви и чувствуя гармонию этих отношений, спросите: "Есть устрожения, взятые мною без знания базисных законов в этой области, которые не в гармонии с ощущением присутствия Творца?"

Спросите : "Какие духовные опасности окружают меня в данный момент? Куда, к кому я могу обратиться, чтобы продвинуться в Торе?"

Шавуа Тов

автор текста: р. Ефим Свирский