"Если по Моим законам [חקתי хукотай] будете ходить и Мои заповеди [מצותי мицвотай] соблюдать..." (Ва-икра, 26:3). Далее список возможных благ...
Хуким – законы, не понятные с точки зрения этого мира: тфилин, кашрут, шаатнез, "красная корова" и т. д.
Мицвот здесь приведены как противоположность хуким,
то есть то, что в принципе можно понять: не убивай, не кради, делай добро и т. д.
Казалось бы, всё должно было бы быть написано наоборот: ходить по понятным путям (мицвот) и соблюдать то, что не понятно (хуким).
Почему написано именно так?
Один из ответов.
Если скажешь Творцу: "Я не понимаю, почему Ты мне дал эту заповедь, но я люблю Тебя, доверяю Тебе, и поэтому я это делаю" – такой подход сближает с Творцом. Это сближение и становится путём.
Если скажешь Творцу: "Я понимаю, что делать хорошо, а что плохо, но я делаю или не делаю это потому, что это заповедь" – это тоже сближает.
Ведь проблема в том, что, если я сам решил, что хорошо, а что плохо, то:
− во-первых, это "сам" уже отрежет тебя от Творца,
− во вторых, иногда твоя логика будет соответствовать тому, что хочет Творец, а иногда не будет. То есть, иногда будешь случайно выполнять Его заповеди, а иногда нет.
Тора говорит, что, если выполнять заповеди случайно не обращая внимания на негативные последствия, может случиться самое страшное согласно закону "Мида кэнегед мида" ("Мера за меру"):
"И пойду против вас в ярости случайностей" (Ва-икра, 26:28).
Это предостережение работает как на уровне общества, так и на уровне личности.
Наградной список
С позитивным аспектом обещаний за выполнение заповедей тут оказывается тоже не всё просто.
Сказано, за выполнение заповедей нет награды в этом мире. Награда за заповедь – заповедь, то есть возможность выполнить ещё одну заповедь. Допустим, вы правильно провели шабат – вам в награду даётся возможность провести ещё один шабат. Но для этого вам понадобятся деньги, чтобы еду купить, заплатить счета за электричество, газ, квартиру и т. д. Вот на это вам и будет дано всё материальное благополучие. И так во всём остальном.
Известный комментатор Торы Ор Хаим (раби Хаим бен Аттар)* приводит 42 объяснения на фразу "Ходить по путям Торы".
Вот некоторые:
− повторение и интеграция,
− изучать четыре уровня Торы*: пшат, ремез, драш и сод,
− подготовить ум и тело для наилучшего восприятия Торы. Рамбам: "Человек должен иметь физическую силу, чтобы учить Тору".
− находить новые интерпретации, которые не противоречат закону,
− не подражать праведникам подобно попугаю, тем более, предыдущих поколений, беря на себя слишком много устрожений,
− ходить, а не ползать и жаловаться,
− иди туда, где есть Тора,
− а не туда, где есть духовные опасности,
− 48 путей мудрости,
− пути Торы отличаются от всех остальных путей. Человеку помогут в её изучении,
− когда изучаешь заповеди, которые ты не можешь выполнить, тебе засчитывается как если бы ты их выполнил,
− получать мудрость, закрытую обычным людям,
− получить интимные отношения с Творцом,
− ты создан ходить, а не сидеть – выполнить своё предназначение,
− даже смерть превращается в радость,
− еврей, который ходит по путям Торы, выше гороскопа,
− "Пиркей авот": "Нет муки – нет Торы, нет Торы – нет муки".
Не удивляйтесь, если нет занятия Торой – нет у народа материального благополучия.
Помочь "прикреплённым"
Души людей, знающих, но нарушающих заповеди, могут для для исправления быть "прикреплены" к животному, растению или даже неодушевлённому предмету.
Ари Заль говорит, что, ходя по путям Торы, вы удостоитесь поднимать души, которые трансмигрировали в животных, растения или неодушевлённую материю .
Люди, обладающие способностью делать это, могут в противном случае – не солюдая Тору, не идя её путями – всё разрушить. Список и порядок этих разрушений, если мы не остановимся, как я уже и написал вначале, прикладывается в этой недельной главе, завершающей книгу "Ва-икра".
Их 49. От 50-го уровня, из которого уже невозможно вернуться, Творец обещает нас спасти.
А начинаются они с тревожных состояний, депрессии, потери ориентации в жизни, чувства безнадёжности (раби Арье Каплан "Живая Тора").
Пусть у нас всех будет благословение ходить по Его путям и получить всё, что Творец хочет нам дать!
Упражнение
Путями Торы
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Скажите себе: "То, что я чувствую присутствие Творца, уже важнейший шаг".
Спросите: "Какую непонятную мне заповедь в первую очередь нужно сделать с ощущением любви и доверия к Творцу?"
Сделайте эту заповедь, как можно скорее.
Спросите: "Что я могу сделать для своего тела, чтобы оно лучше воспринимало Тору?"
Спросите: "Что нужно повторить и лучше интегрировать в первую очередь?"
Спросите: "Что нужно повторить и лучше интегрировать в первую очередь?"
Сфокусировавшись на присутствии Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любви и чувствуя гармонию этих отношений, спросите: "Есть устрожения, взятые мною без знания базисных законов в этой области, которые не в гармонии с ощущением присутствия Творца?"
Спросите : "Какие духовные опасности окружают меня в данный момент? Куда, к кому я могу обратиться, чтобы продвинуться в Торе?"
Шавуа Тов
автор текста: р. Ефим Свирский