Прошу помощи! И нас не обошел этот момент, когда ребенок начинает спрашивать, откуда появился я, как появились остальные дети в садике…
Краткая предыстория: дочке 4 года, раньше вопросами рождения детей не интересовалась, хотя как-то спросила: «Не понимаю, откуда она у нас взялась (речь о младшей сестре)?» На что я спокойно ответила: «Я ее родила, как когда-то тебя!» Ее этот ответ удовлетворил полностью, и позднее, когда они с сестрой обсуждали младенцев (как они кричат уа-уа и кушают из бутылочек), дочка со знанием дела говорила: «конечно, они же только родились, поэтому такие маленькие и ничего не могут!» То есть глагол «родиться» как-то прижился у нас без дополнительных объяснений.
Но вот пришел период, когда ребенка заинтересовали всевозможные знаки: дорожные, на дверях магазинов/кафе/аптек, на ламинированной памятке по безопасности полета в кармане впереди стоящего кресла в самолете. Следовали просьбы рассказать и объяснить, что каждый знак означает, причем по несколько раз.
И вот мы в загородном отеле, где на детской площадке установлен батут: любимое приспособление наших детей! Они резво туда залезли, но аниматор крикнул им разуться: «в батуте только босиком! Смотрите правила!» Ок, мы разулись, а перед этим внимательно изучили памятку, как батутом пользоваться. Как вы понимаете, памятка практически на 100% состояла из знаков. И первый знак: беременным женщинам пользоваться батутом запрещено (перечеркнутая картинка прыгающей женщины с животом).
- Мама, а что означает этот знак? - дочка тычет пальцем в прыгающую с животом женщину.
- Беременным женщинам прыгать на батуте нельзя! - отвечаю бодро я. Мы с мужем придерживаемся мнения, что там, где детям можно объяснить что-то просто, а не придумывать какие-то сложные истории на ходу, нужно так и делать. Последовал ожидаемый вопрос:
- А что такое беременная женщина?
- Это женщина, у которой в животе растет ребеночек, - не моргнув глазом отвечаю я. На минуту дети замирают и переваривают новую инфу.
- А почему им нельзя прыгать?
- Прыжки приводят к тому, что малыш в животике трясется, а это может быть нехорошо для него.
- Ладно, - стало понятно, что разговор их утомил, они залезли в батут и начали прыгать, я вздохнула с облегчением.
- Мама, посмотри, как я могу!
- Здорово, на одной ноге прыгать не каждый сможет! - отвечаю я.
- А ты?
- Я могу! - гордо заявляю я.
- Покажи нам!
- Не, ребят, я не пойду на батут!
Тут лица их меняются:
- Ты что, беременная? У тебя в животе малыш?
- Нет, просто я устала, не хочу сейчас прыгать, давайте завтра?
- А вдруг у тебя в животе ребенок, и тебе нельзя на батут?
- Нет, никого в животе у меня нет, мне можно! - дети недоверчиво поглядывали на меня, я продолжила: -Это точно! В животе у меня когда-то были вы, но вы уже давно родились!
- Мы были у тебя в животе? А как мы там оказались?
Я немного растерялась, а дети наперебой продолжали спрашивать:
- А когда мы были у тебя в животе, ты прыгала на батуте?
- А как мы оказались у тебя в животе?- и после небольшой паузы:
- Ты что, нас съела?
- Нет-нет, что вы, - начала я, - никого я не ела! - оправдывалась я, ища глазами мужа, - сейчас у папы спросим!
- Зачем у папы, откуда он знает? И через секунду:
- Он что, положил нас в ложку и дал тебе покушать? - в тоне детей чувствовалось явное раздражение.
- Нет, конечно!.. Ой, смотрите, что это за птица пролетела, точно не голубь…
Так и остался вопрос моих детей не отвеченным. Пожалуйста, подскажите, как на него ответить? Может, есть специальные книги для детей такого возраста, где рассказывается о том, как дети появляются на свет?