Найти тему
Настроение кино

Как «Аладдин» стал суперхитом благодаря Робину Уильямсу

Оглавление

Мышиный дом продолжает сдувать пыль со своих бронебойных анимационных хитов – вслед за «Спящей красавицей», «Книгой джунглей» и «Дамбо» на большие экраны вышла полнометражная версия «Аладдина». Попытки заработать по второму разу на любимых сюжетах у Disney складываются по-разному, и насколько удачно сочетание авторского видения Гая Ричи, арабской сказки и стилистики Болливуда проявит себя в прокате, нам еще предстоит узнать. А сейчас давайте вернемся на 27 лет назад к первоисточнику.

В 1990-х мультик, навеянный «Тысячью и одной ночью», стал одним из символов «диснеевского ренессанса» – периода, когда рисованная анимация студии достигла совершенства. Художники, сценаристы, авторы музыки и песен подошли к проекту с душой. Но был у «Аладдина» и один магический ингредиент, который выделил его из когорты мультхитов. Озорной джинн с голосом комика Робина Уильямса стал одним из самых запоминающихся образов в коллекции персонажей Disney.

Джинн наколдовал для «Аладдина» титул самого кассового фильма 1992 года, причем впервые в истории мультипликационная лента смогла преодолеть порог в $500 млн по сборам.

Единственный и неповторимый

Начало работы над арабской сказкой выдалось нелегким. Сценарий трижды переписывался, персонажи менялись до неузнаваемости. Даже изначальное место действия – Багдад – пришлось заменить на выдуманную Аграбу (как раз в это время американцы начали операцию «Буря в пустыне»). В довершение всех бед режиссерам Рону Клементсу и Джону Маскеру никак не удавалось заполучить именно того актера на роль джинна, которого они планировали с самого начала. Им нужен был только Робин Уильямс – комик-суперзвезда, непоседа с феноменальной энергетикой. Никто кроме него не мог бы сыграть магического персонажа, для которого не существовало преград ни в пространстве, ни во времени – даром что он был заперт в тесной лампе.

Робин Уильямс на записи для роли джинна
Робин Уильямс на записи для роли джинна

Сейчас мы знаем и любим джинна-постмодерниста, который в мультфильме пародировал звезд Голливуда и при любом удобном случае ломал четвертую стену. Но каким бы стал этот герой, если бы его сыграл Джон Кэнди, Стив Мартин или Эдди Мерфи? Именно этих актеров предлагал вместо Уильямса тогдашний босс Disney Джеффри Катценберг. Также к синему герою примеривали голоса Альберта Брукса, Джона Гудмана, Мартина Шорта. Да и сам комик поначалу совсем не горел идеей стать винтиком в маркетинговой машине по продаже игрушек, сопровождающей любой релиз студии. Но Клементс и Маскер придумали, как заразить Робина Уильямса своим энтузиазмом.

Художники наложили анимацию джинна на запись со стендап-выступлением Уильямса. А поскольку в своем выступлении актер изображал шизофреника с раздвоением личности, то по ходу действия у джинна отрастала вторая голова, и персонаж принимался пререкаться сам с собой голосом актера.

Получившуюся запись показали комику и тот, вволю насмеявшись, подписал контракт. Позже в интервью New York Magazine он объяснил свое решение тем, что хотел оставить после себя «что-нибудь чудесное» для своих детей. Таким образом режиссеры наконец-то поймали своего джинна.

Шоу начинается

В начале 1990-х Робин Уильямс был нарасхват. Запись озвучки для «Аладдина» ему приходилось совмещать со съемками в фильмах «Капитан Крюк» (1991) и «Игрушки» (1992). Но на манере работы истинного стендапера такое плотное расписание не сказалось – львиная доля реплик джинна была чистым экспромтом. Для итоговой версии мультфильма авторам пришлось выбирать лучшие минуты из десятков часов шоу, которое устраивал Уильямс в студии. Так родились знаменитые пародии джинна на популярных в то время персон. По примерным подсчетам, актер изобразил 52 реальных людей, из них в «Аладдине» осталось только 15. Среди них: Арнольд Шварценеггер, Роберт Де Ниро и Джек Николсон. Образы Джона Уэйна и Джорджа Буша в мультфильм не попали.

Джек Николсон заглянул в гости к Аладдину
Джек Николсон заглянул в гости к Аладдину

Уильямс отвечал не только за джинна, но и за озвучку торговца, который в прологе «продает» зрителю всю сказочную историю. В этой сцене также нашлось место для импровизации. Актер поднимал со стола разные предметы, которые приготовили для него режиссеры, и описывал их от лица персонажа. Штука была в том, что Уильямс не знал, что это за вещицы, и доставал их не глядя – стол был накрыт покрывалом. В результате вдобавок к описаниям, которые мы слышим в начале «Аладдина», «торговец» наговорил кучу непотребств, которые никак не могли попасть в семейный мультик.

Забавно, что по сюжету торговец на самом деле – это замаскированный джинн. Определить это легко не только по озвучке, но и по количеству пальцев персонажа: у торговца и джинна их по четыре на каждой руке, у персонажей-людей – по пять. В финальной версии решили не акцентировать внимание на общности двух героев.

Робин Уильямс поработал за двоих
Робин Уильямс поработал за двоих

Милые бранятся

Стартовав в прокате в ноябре 1992 года, «Аладдин» имел феноменальный успех, но при этом стал яблоком раздора между Уильямсом и студией Уолта Диснея. Актер согласился работать за смешные для уровня своей «звездности» деньги ($75000 вместо обычных $8 млн) с условием, что образ джинна займет на постерах и в рекламе не более 25%, а также не будет эксплуатироваться в маркетинговых целях.

Первое условие Disney выполнила, но при этом другие персонажи просто заняли еще меньше места на плакатах, а сам Уильямс был указан как главная звезда. Второе условие студия Джеффри Катценберга просто проигнорировала: джинны-игрушки завалили полки детских магазинов, персонаж активно участвовал в рекламе.

Оригинальный постер «Аладдина» - не больше 25% для джинна
Оригинальный постер «Аладдина» - не больше 25% для джинна

Актер был в ярости и разразился в прессе язвительными комментариями, что в итоге заставило студию пойти на попятную. В знак примирения Disney отправила ему картину Пикассо стоимостью $1 млн, но это не помогло. В сиквеле «Возвращение Джафара» (1994) и в сериале «Аладдин» (1994-1995) синего джинна озвучивал уже Дэн Кастелланета.

Примирение состоялось только после ухода Джеффри Катценберга в 1994 году. Новый глава Disney Джо Рот принес публичные извинения Уильямсу и пообещал исправить ошибки. Актер в ответ на это согласился вернуться к роли джинна во втором продолжении «Аладдин и король разбойников» (1996). Но и тут вышел конфуз. Ранее запись для этой роли уже закончил Дэн Кастелланета, ради камбэка Уильямса о ней поспешили забыть.

Секрет успеха

Участие Робина Уильямса стало главной фишкой «Аладдина» и помогло создать персонажа, которого обожают и спустя 27 лет. Кроме того, оно ознаменовало начало участия знаменитостей в работе над мультфильмами – до 1992 года это был удел профессиональных актеров озвучки.

Новый «Аладдин» не должен быть похож на любимый мультик детства – вряд ли этого хотят и сами создатели «живой адаптации». Поэтому и джинн в 2019-м совсем другой. Но все же сравнений и заочного соревнования не избежать. А потому смелости Уилла Смита можно только позавидовать: ему предстоит состязаться с настоящим волшебником.

-6