Беломорско-Балтийский канал (далее ББ канал) соединяет Белое море с Балтийским.
Однажды на уроке, наверное, географии я узнал, что мировой океан находится на отметке «ноль». И я что-то призадумался…
— Ладно Белое море, это считай мировой океан, а Балтийское?
Что тоже «ноль»?
Ну в общем подумал-подумал и забил.
Спустя годы, я вновь вернулся к этой мысли: — А как же так. Там ноль и тут ноль. Если вода всегда стоит ровно, то дорога-то нет! Она же горами пригорками, то вверх, то вниз.
Получается, что для судов реально вырыта такая длинная и очень глубокая канава, чтобы там тоже был «ноль»? Ну логично же, чтобы кораблики могли гонять.
Вот я так думал пока, по совершенной случайности не попал в город Подпорожье в больничку.
Вот там-то я и познакомился в первые со шлюзом.
А что это за хрень такая? Кто такой этот шлюз?
Задаю я вопросы.
А чё это у него такие огромные ворота? Ого, они воду держат?
Мне папа без сомнения говорит:
— Ну ты даёшь, я же тебе всё это рассказывал, когда ты был маленький, мы проезжали два шлюза…
А я вообще не алё, не могу вспомнить.
— Ну вот смотри, каждую весну тает снег и бегут ручейки с пригорков вниз. Так?
— Ну да, так.
— Вот и эта река, несмотря на то что она кажется ровной, так же имеет уклон…
И вот он мне начал объяснять опять про весь этот расклад ,как эти два моря связаны.
Я естественно «всё благополучно запомнил» — рассматривая вот эти огромные ворота с мыслями, а что если они сейчас откроются?..
Год за годом, взрослая жизнь, я опять задумался.
— Так, погоди из школы известно, что озёра находится всегда выше чем моря.
Реки значит из истоков в озёра стекают и из озёр в озёра перетекают, а после в моря. Получается, что реки имеют такой конский уклон на больших расстояниях, что мало вероятно, что суда смогут подняться в гору…
В итоге, всю эту схему я «раздуплил» только несколько лет назад, когда посмотрел все не запрещённые шлюзы своими глазами понял принцип работы. И то, возможно благодаря опыту который передал мне папа.
Немного из сети:
Беломорско-Балтийский канал построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткие сроки. Были построены более 100 сложных инженерных сооружений. Постройка совершалась без современной техники и без поставок от страны, практически вручную. Строительство велось главным образом силами заключённых ГУЛАГа. Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь. Заключённых, работавших на стройке, называли «каналоармейцами»
Вероятно отсюда и пошло название «зек» «Заключённый каналоармеец.»
Как это работает?
Вот живём мы все и никогда не думаем, что да как в плане рек, озёр, высот. Нам это наверное не особо нужно.
Возьмём огромный город Санкт-Петербург. Уверен, совсем небольшой процент людей знают, где они живут.
Финский залив — это море. Отметка «ноль»:
И река Нева в районе Васильевского острова тоже «0».
В районе метро Рыбацкое Нева имеет высоту уже 3 метра.
Если шагнуть вверх по течению реки Невы, то через 74 км мы окажемся в Ладожском озере, уровень которого всего 4,8 метра…
Понимаете теперь зачем построили Комплекс Защитных Сооружений Санкт-Петербурга? (КЗС)
Всё просто, Балтику частенько штормит, и мощные потоки воды задувает обратно в Неву.
КЗС на линии Кронштадта, способен препятствовать подъёму нагонной волны из Балтики до 5 метров.
Хотя исследования ученых показали, что в Северной столице могут возникнуть наводнения с уровнем воды до 5,4 метра. (но это не точно)
Вероятно это связано с тем, что если дамба будет закрыта слишком долго, то Ладога сама заполнит город с превеликим удовольствием.
Не будем о грустном, а лишь продолжим путь по Ладоге.
В сторону Белого моря ещё 224 километра по реке Свирь через посёлок Свирица:
Следующая ступень вверх, это шлюз в городе Подпорожье, уровень 26 метров:
Ещё немного и вот оно Онежское озеро, на отметке 35 метров со столицей республики Карелия, город Петрозаводск.
Немного назад:
Вода из Онеги, рекой Свирь мчит в Ладогу, откуда рекой Нева в Финский залив, где перемешивается с солёными водами Балтики уже в районе Усть-Луги или Приморска.
Самой же высокой точкой в этой системе является озеро Волозеро в Карелии. И находится оно на высоте 101 метр от уровня моря.
Я как представил себе бывшую картину канала в моей голове, траншею с отметкой «Ноль» между морями. 🤣 Ого и это только по воде!
А по суше местами пики есть под 230 метров.
Вы только представьте себе, высота девятиэтажки примерно 30 метров
25 этажный дом - это под 80м!
Т.е. берега с таким раскладом ББ канала могли бы быть отвесными, высотой с 70-ти этажный дом!
🙄Вот это была бы траншея! Надо же было до такого додуматься… 🤷♂️
На самом деле, чтобы с Онежского озера попасть в Белое море, надо пройти ещё 19 шлюзов и ещё 227 км уже ББ канала.
Первые 6 ступеней и мы на отметке 101 метр. После чего, начинается спуск к Белому морю и Соловецким островам.
Общая схема или карта высот Беломорско-Балтийского канала выглядит как-то так:
При первом взгляде кажется слабо вообразимо. Но в сжатом виде почти так и есть. Общая длина водного пути, почти 1 100 км.
Конечно, написать о нём я могу ещё много, но лучше сделать видео, если «дойдут до этого руки».
Верю, что твоё настроение стало лучше, ты теперь знаешь немного больше, а может ты даже вдохновился или вдохновилась на новое путешествие.
И не важно, оно первое в твоей жизни или уже 521 — это всё твоё и ничьё больше.
Цени момент — он и вовсе миг. Добра тебе и тёплых эмоций.