Найти тему
MY OPINION

Почему растут цены и можно ли остановить их рост

Да, можно значительно сократить уровень инфляции, в экономически развитых странах годовая инфляция близка к 1 проценту. В отдельных случаях она может принимать отрицательные значения — так называемая дефляция, при которой, к сожалению, происходит сокращение производства. Но это не про нас. В России максимальный уровень инфляции достигал 2508% в 1992 году, в прошлом — 4,3% по официальным данным. Попробуем разобраться на бытовом уровне в ее причинах, не затрагивая высокие материи экономической теории.

Для наглядности приведу три невыдуманных примера.

1. Лет 10 назад наблюдал на остановке маршрутного такси за перепалкой между пассажирами и водителем. Пассажиры очень эмоционально ругались с водителем, обвиняя его в повышении цены на проезд на целых десять процентов. В ответ водитель привел "железные" аргументы: "Два дня назад поднялись цены на бензин на десять процентов, мы не можем работать в убыток и тоже подняли цены за проезд на десять процентов. Все по справедливости.”

2. Осенью 2014 года я купил наручные часы малоизвестной фирмы Fossil за 6000 рублей. До декабря 2015 года их цена оставалась постоянной, а в январе 2016 года она подскочила в два раза. Продавщица объяснила, что курс доллара вырос за последние дни вдвое, поэтому и цена часов стала вдвое больше. Кажется, все логично. Мне стало интересно, и я продолжил наблюдения. Через 1 — 2 месяца она начала плавно опускаться и через полгода остановилась в районе 8000 рублей.

3. Все автолюбители знают, что независимо от любых изменений мировых котировок на нефть автомобильное топливо в Российской Федерации может только дорожать. Говорящие головы из телевизора дают этому явлению с десяток разных маловразумительных объяснений.

Все три примера объединяет лживость объяснения причин роста цен. Действительная причина — алчность. Натура российских бизнесменов такова, что они чувствуют себя некомфортно, когда прибыли не растут. При их снижении эти ребята находится в состоянии депрессии, при убытках — на грани нервного срыва. Наши предприниматели повышают цены всегда, когда считают, что это может привести к увеличению прибыли. В ценообразовании царит полный произвол. А цель приведенных выше объяснений одна — ввести потребителей в заблуждение.

Первый пример разгадать очень просто. Для ясности понимания примем, что доля топливных расходов — это 35% транспортного тарифа. При оказании услуг на 1000 рублей они составят 350 рублей. При росте цены на топливо на 10% расходы на его закупку увеличиваются всего на 35 рублей. Транспортная компания, используя изменение цены как повод, увеличивает свой тариф на 10% и получает к 1000 рублей за услуги еще 100, при этом увеличивая свою прибыль на 65 рублей. В процентах это выглядит так: при справедливом росте цен на транспортные услуги они бы повысились всего на 3,5%, фактически выросли на 10%.

Во втором случае владельцы часового магазина подняли продажную цену на выкупленную у поставщика партию товара, стоимость приобретения которой оставалась неизменной. В дальнейшем снижение цены на товар показало, что на данный вид часов отсутствовал спрос при явно завышенной торговой наценке даже с учетом возросшего курса доллара. Торговой компании из-за своей жадности не удалось получить дополнительную выручку.

В третьем случае все объясняется тем, что рынок АЗС в России монополизирован. Крупнейшие нефтяные компании Роснефть, Газпромнефть и Лукойл, разделив между собой 60 % российского рынка АЗС, навязывают свои условия всем участникам рынка. Нефтяным компаниям помельче приходится под них подстраиваться. А о рядовом автолюбителе вообще никто не думает.

Общий вывод: рост цен в России — это надолго, ибо жадность российского бизнесмена неукротима и безгранична. В последнее десятилетие наблюдается странная особенность: по официальным данным в стране существенно сокращается инфляции, но цены на товары и услуги продолжают успешно расти.

Что может изменить ситуацию? Только активное вмешательство государства. Рядовой покупатель практически бессилен противостоять акулам бизнеса. Ну разве что только игнорировать дорогие магазины и бойкотировать товары с завышенными ценами.