В 1972 году в Москву с визитом собирался американский президент Ричард Никсон. На пути следования его кортежа московские власти решили «облагородить» некоторые территории.
Под снос пошли целые кварталы, на месте которых в срочном порядке разбивали сквер с обустройством клумб с цветочками и быстренько завозили лавочки. Вот так всё просто и непритязательно!
Именно тогда в лексиконе москвичей общеизвестные слова – оСКВЕРнение и кНИКСен – получили новый смысл. Прямо в точку, не правда ли?
Так что же снесли тогда в Москве?
Дом на стрелке Остоженки и Пречистенки
Начнем, пожалуй, со стрелки нынешних Остоженки и Пречистенки, где сегодня стоит и «молча взирает» на храм Христа Спасителя «безбожник» Фридрих Энгельс.
Этот угол до 1972 года занимал один большой двухэтажный дом XVIII столетия, фасады которого проходили вдоль красной линии вышеназванных улиц и площади Пречистенских ворот.
Здание прекрасно вписывалось в архитектурную среду территории и вместе с храмом на месте нынешнего вестибюля станции метро «Кропоткинская» добавлял уют и завершенность этому уголку Москвы (церковь Сошествия Духа Святого или Покрова на Грязех снесли еще к 1935-му году).
Чудом тогда не попали под ковш экскаватора Белые и Красные палата, которые сегодня включены в список исторических и архитектурных памятников.
Историческая застройка на Боровицкой площади
Сама Боровицкая площадь образовалась лишь к началу 1930-х годов, когда пошли под снос строения по нечетной стороне нынешней улицы Знаменки, а также ряд домов вдоль Волхонки. Тогда она и получила свое первое название – площадь Боровицких ворот, которое носила вплоть до 1956 года.
К приезду Никсона оставалась еще застройка между Моховой и Манежной улицами, на стыке с Боровицкой площадью.
Пожалуй, это был единственный на тот момент жилой район этого квартала. И тогда приобретают смысл слова знаменитой песни «Серёжка с Малой Бронной и Витька ... с Моховой», написанные Евгением Михайловичем Винокуровым.
Городские власти в 1972 году посчитали, что сохранять необходимо лишь шедевры архитектуры, а все остальное подлежит сносу. Тем более, что при съезде с Большого Каменного моста высокому гостю будет видна только верхняя часть знаменитого Дома Пашкова.
Чинуши не приняли во внимание мнение и «крик души» специалистов, что оставшийся квартал несет в себе важную градостроительную функцию – держит фронт окружающей застройки. Не помогло!
Место в течении нескольких дней «зачистили» от старых строений и открытое пространство, которое с тех пор прозвали «лужайкой Никсона», еще долгое время оставалось своеобразной проплешиной в центре Москвы, пока там не установили памятник князю Владимиру.
Отметим, что в тот приезд американского президента были снесены дома и очищена территория еще в нескольких районах города: усадебные дома на Большой Якиманке, дома у Третьяковки и даже часть строений на Хитровке.
Вот такая грустная история!
Источник: moscowwalks.ru // pastvu.com // t.me/aavst
Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ