Сегодня исполняется 97 лет Всесоюзной пионерской организации. Которая вот уже много лет как почила в бозе и наверное, так и нужно.
Возможно, когда пионерская организация создавалась, так же впрочем как и комсомольская, все было иначе. Я помню, как зачитывалась трилогией Рыбакова про кортик и восхищалась героическими мальчишками и девчонками тех лет. Вот они были настоящими пионерами, начинали что-то новое, боролись за это и погибали. Ну то есть мозги у меня были промыты основательно, хотя Павлик Морозов мне даже тогда не нравился.
Мы, поколение родившееся в 70-80, еще помним красные галстуки в школе. Когда меня принимали в пионеры в третьем классе, одну из первых, как отличницу и общественницу, красный галстук для меня был гордостью. Нас было пятеро в классе, кто удостоился этой чести, и я помню, что свысока смотрела на тех, кто еще только носил звездочку.
Но эйфория быстро проходит. Дети растут и в подростковом возрасте очень остро чувствуют ложь и несправедливость и как могут борются с этим. Уже в шестом классе стало понятно, что все высокие слова и правильные действия – это только показуха, что пионерские сборища – скучны и однообразны и напрягают даже учителей. Но ничего не поделаешь – нужно. Ветеранов поздравлять – по привычке, макулатуру собирать - из-под палки, пионерские собрания - проводить силами тех, которым учителя не дают отмазаться. Вот тогда и переставали носить галстуки, сбегали всеми правдами и неправдами с линеек и других официальных мероприятий.
У нас был очень продвинутый класс. Дети были примерного одного социального уровня, учились все достаточно ровно, английский со второго класса быстро отсеивал тех, кто не справлялся. Ну и учителя у нас так же были знающие и незашоренные. Наверное, именно поэтому в нашем шестом «А» произошло ЧП городского масштаба по меркам пионерской организации.
Мальчишки сбежали с очередной пионерской линейки, посвященной несчастным детям Африки. Сбежали в каком-то массовом составе, что не осталось незамеченным. На следующее утро классная руководительница была максимально строга, и умудрилась обозвать их фашистами. Сейчас, глядя на ситуацию со стороны взрослого, и уже родителя, я понимаю, что учительница сорвалась, скорее всего ее саму сильно наказала администрация, и что слова были сказаны сгоряча – достаточно было обеим сторонам извиниться и проблема была бы решена. Но тут коса нашла на камень. Чтобы сделали бы современные дети? Пожаловались родителям? Возможно. Сняли видео с этими словами и выложили в интернет? Скорее всего. Детям в далеком 1986 году было немного вариантов для протеста. И мальчишки выбрали самый неожиданный – они написали письмо в «Пионерскую правду».
Вот теперь представьте. Маленький региональный город. Самая продвинутая школа города с углубленным изучением английского языка. Все учителя стремились там преподавать, все родители – отправить туда учиться. И вдруг туда ни с того ни с сего приезжает корреспондент «Пионерской правды» из Москвы. Это сейчас печатное слово померкло в цене, а тогда даже вестник пионерии – это была серьезная и значимая пресса. И мало кто хотел бы попасть туда как герой критической статьи.
У нас конечно было собрание, к которому нас готовили тщательнее, чем к сдаче экзаменов, потом корреспондент разговаривал с классом и с мальчишками отдельно. Но результат был предсказуем – уже задули ветра перестройки и свободы. Мальчишек только попугали исключением из школы, а статья вышла, но не разгромная, как планировалась, а вся такая с «обтесанными углами». Что и мальчики неправы – пионер должен уважать детей Африки и стремится им помочь, и учитель тоже зря использовал такой термин – мы все знаем, что фашисты – это очень сильное оскорбление. Я храню эту статью до сих пор, в ней нет ни одного имени, но по описанию угадываются все герои той драмы.
Я была общественницей до мозга костей и конечно тогда защищала классную руководительницу. Но сейчас я понимаю, насколько ребята были смелыми, чтобы в 12 лет пойти против системы и машины, которая, хоть набирая обороты, и катилась в пропасть, но в то время была еще официальной карательной машиной. И да, я уверена, что в 10-14 лет детям нужно чем-то увлекаться и вокруг чего-то объединяться. Но хорошо, что много лет это уже не пионерская организация.