Найти в Дзене

Конфуций о жизни в СССР и современной России

Некогда Конфуций принимал участие в обряде чжа. После окончания обряда он вышел прогуляться , и невольно у него вырвался вздох. А вздыхал он о княжестве Лу .

Янь Янь, будучи рядом, спросил: «Почему вы вздыхаете?»

Конфуций ответил: «Я не застал идущих по великому пути и корифеев трех династий, но стараюсь им подражать. Когда шли по великому пути, Поднебесная принадлежала всем, для управления избирали мудрых и способных, учили верности, совершенствовались в дружелюбии. Поэтому родными человеку были не только его родственники, а детьми — не только его дети. Старцы всегда были под присмотром, зрелые люди были при деле, юные имели воспитание. Все не состоящие в браке, вдовы, сироты, одинокие, убогие и больные были присмотрены.

Своя доля была у мужчины, свое прибежище — у женщины. Нетерпимым считалось тогда оставлять добро на земле, но и не должно было копить его у себя; нестерпимо было не дать силам выхода, но и не полагалось работать только для себя. По этой причине не возникали злые замыслы, не чинились кражи и грабежи, мятежи и смуты, а люди, выходя из дому, не запирали дверей. Это называлось великим единением

Ныне великий путь скрылся во мраке. Поднебесная стала достоянием одной семьи. Теперь родные для каждого только его родственники, а дети только его дети. Добро и силы берегут для себя. У больших людей наследование стало нормой, стены и ограды, рвы и запруды стали их крепостью.

Путеводными нитями стали ритуал и долг. С их помощью упорядочивают отношения государя и подданных, связывают родственными чувствами отцов и детей, дружелюбием братьев, согласием супругов. С их помощью устанавливают порядок, намечают границы полей и общин, возвеличивают мужественных и разумных, наделяют человека заслугами. Их используют в своих замыслах, ради них берут в руки оружие.