500 подписчиков

Подготовка холста для живописи

623 прочитали

Замечу сразу, это советы не профессионального художника, я бы даже сказала не художника совсем и пишутся они для таких же любителей.
Слишком много людей отказывают себе в праве рисовать, знаю, сама была такой. Кого-то останавливает отсутствие за плечами художественной школы и страх неумения - тут уж каждый сам себе помощник, но обидно, если основное препятствие в отсутствии (да-да, наша страна не девять "городов миллионников", и богата на удаленные местечки) или дороговизне материалов.

Для таких давно мечтавших "попробовать" - эти простейшие советы, испробованные лично. Замечу, что я не монетизирую канал, растягивая информацию на серии публикаций, поэтому все материалы собираются в объёмные статьи. Ещё договоримся, что предпочитающие получать быстрый и "неизменно превосходный результат" уже на пути в магазин за готовыми грунтованными холстами на подрамниках, и меня читают те, кто не боится грязных работ и способен заботиться о себе сам.

Итак, часть первая: "Подрамник"

Пособия для художников рекомендуют делать подрамник из специальной рельефной доски, напоминающей багет с фрезерованным краем, позволяющем натянутому поверх холсту не прилипать к подрамнику, а картине выглядеть "эстетично". В продаже вы его, скорее всего, не найдёте и отправитесь в магазин для художников, либо отложите "пробу пера" до лучших времен. А всё потому, что живопись, как почти все увлечения в современной действительности коммерциализированы. Чем больше вы сделаете сами - тем меньше "потребите". Как вас принудить к покупкам? Убедить в невозможности изготовления своими руками. А ведь подрамник, это всего лишь сбитая основа для натяжки холста и изготовить её можно практически из любых досочек или планочек, имеющихся в наличии, если, конечно вам не заказали парадный портрет.
Но и тут есть выход! Как-то слышала от художника, пишущего на неудобоваримых обрывках и огрызках материалов. На вопрос: "А как же сохранение работы?", он отвечал: "Если выйдет шедевр - это проблема будущих реставраторов, а нет - так и на фига?"
Это я к тому, что для тренировки руки и разминания кистей подойдет любой подрамник! А шедеврами озаботятся потомки!)
Но это всё лирика, а теперь чуть-чуть технологий. Итак, поехали.

Угол сборки.
Наиболее удачная схема изготовления подрамника - сборка планок под углом 45 градусов, особенно важна для больших размеров. Для небольших картинок и при отсутствии столярных навыков допустимо собрать и на "прямых", просто напилив и прошлифовав края шкуркой.

 Замечу сразу, это советы не профессионального художника, я бы даже сказала не художника совсем и пишутся они для таких же любителей.

Технология сборки.
Разумеется, наиболее правильно соединять дерево нагелями, но ничего страшного не произойдет от использования гвоздей и даже саморезов. Тонкие планки для крохотных подрамников можно крепить мебельным степлером.

Итак, часть вторая: "Холст"

Подбор материала для холста.
Традиционно для холста используют льняную двунитку различной фактуры, но можно писать и на хлопке. Выбор материала - дело вкуса, когда вы уже имеете опыт, и вопрос наличия/присутствия материала, когда только собираетесь этим опытом обзавестись. Это значит, что бабушкины закрома и "антресоли" вам помощь, для тренировки подойдет и бортовка, и просто лен.

Натяжка холста.
Для облегчения работ по натяжке холста понадобятся мебельный степлер и щипцы для натяжки, которые, при аккуратном использовании, могут заменить плоскогубцы. До того, как появилась такая удобная приспособа, как щипцы, чем-то ведь натягивали холст? Изначально - просто руками, фиксируя молоточком с гвоздиками.
Схема натяжки. При натяжке больших холстов просто продолжите нумерацию по схеме в направлении от центра к краям.

 Замечу сразу, это советы не профессионального художника, я бы даже сказала не художника совсем и пишутся они для таких же любителей.-2

Холст предварительно разглаживается утюгом, отрезается кусок по форме подрамника с запасом 5-6 см на загиб. По вышеприведённой схеме ткань тщательно натягивается и фиксируется на подрамнике. Для удобства можно использовать плоскогубцы, но очень осторожно, чтобы не порвать ткань.

 Замечу сразу, это советы не профессионального художника, я бы даже сказала не художника совсем и пишутся они для таких же любителей.-3

Уголки аккуратно загибаются и фиксируются на подрамнике.

 Замечу сразу, это советы не профессионального художника, я бы даже сказала не художника совсем и пишутся они для таких же любителей.-4

Натягивают холст так, чтобы готовое изделие "пело" при постукиванию пальцами по холсту.

 Замечу сразу, это советы не профессионального художника, я бы даже сказала не художника совсем и пишутся они для таких же любителей.-5

Часть третья, "Грунтовка холста".

Перед грунтовкой холст "подготавливается" желатином 5 - 6 % концентрации, раньше для этих целей служил пластичный рыбий (визиговый) клей.
Для этого пакет обычного пищевого желатина 25 г (примерно одну столовую ложку) заливают не полным стаканом холодной водой (150 г) и оставляют для набухания на несколько часов, затем разогревают на водяной бане до полного растворения. После чего желатин остужается и ставится в холодильник для загустения.
Первая промазка осуществляется охлаждённым желе ножом или мастихином.

 Замечу сразу, это советы не профессионального художника, я бы даже сказала не художника совсем и пишутся они для таких же любителей.-6

Следующий слой наносится не ранее полного высыхания (6-8 часов) ножом или флейцевой кистью подогретым на водяной бане киселеобразным желатином.
Между слоями холст шлифуется наждачной бумагой.

 Замечу сразу, это советы не профессионального художника, я бы даже сказала не художника совсем и пишутся они для таких же любителей.-7

При желании можно нанести ещё один слой, перед грунтовкой. Количество слоев зависит от толщины и плотности холста и качества желатина.
Проверка готовности холста - отсутствие дырочек на просвет.

Следующий этап - непосредственная грунтовка, это укрытие холста материалами, предохраняющими проникновение масляных красок на холст, а также предотвращающими "пожухание" красок от вытягивания из них холстом масла.
Для грунта можно использовать готовые составы для грунтовки, а можно составить самим.
Я использую традиционный рецепт: желатин (или клей столярный, а в старой традиции визиговый) - 1 весовая часть, вода - 10 весовых частей; белила или мел - 9 весовых частей (я уменьшила на одну весовую часть мел, после того, как часть картин "обесцветилась", отдав сочность красок грунту). Для пластификации обязательно добавляю мёд (до 1 столовой ложки), также рекомендуют добавлять антисептик, например несколько кристаллов фенола, но помните, что он токсичен.

Наношу два-три слоя.

Варианты с ПВА мне не понравились, т.к. качество ПВА зависит от добавок и соблюдения технологии производства и чистоту клея никто не гарантирует.

Есть ещё один вариант традиционного грунта: сухие цинковые белила немного разводятся водой, добавляется яйцо, смесь тщательно перемешивается и наносится теплой 2 раза. Время просушки между слоями пара суток.

Дальше холсту следует дать отдохнуть хотя бы несколько дней и можно приниматься за шедевры. Кстати, старые мастера выдерживали холсты до полугода.
Кто-то скажет, что ради одного холста нет смысла разводить всю эту бодягу, но если заготавливаешь сразу серию разнокалиберных холстов, то на непотраченную разницу можно и новых красок прикупить;)

(Оригинал статьи опубликован на моём сайте в 2016 г.)

Ещё о работе с деревом:

Рамка нестандартного размера с искусственным старением

Безбагетные рамки из обрезков старых досок

"Музыкальный магазинчик" (настенный светильник из старой вепcской гитары и меди)

Ключница в технике состаренного дерева

Открываем ставни (оформление окон без текстиля) Кухня в стиле "этно" своими руками#2

Запускаем колесо (светильник из тележного колеса) Кухня в стиле "этно" своими руками#3

Если нельзя, но очень хочется - то нужно! (мебель, организация пространства) Кухня в стиле "этно" своими руками#4

Светильник "Толваярви" (подвесной светильник из лодочной доски с Толваярви)

Театральный кофр из приборного ящика

Реанимация фанерного столика

Музыкальная шкатулка из транспортировочного ящика