Продолжу тему славянских оборотней.
Первую статью можно прочитать ЗДЕСЬ.
И снова о птицах.
Обычно в славянской мифологии птицы-оборотни имели если не положительную (дева-лебедь), то хотя бы нейтральную окраску (воплощение духов природы). Они либо помогали, либо просто не мешали, при условии, что их самих не трогали.
Но сорока-вещица всегда нападала первой.
Кто это такая? «Вещица» — от слова «вещий», «знающий». Однокоренное с «ведьма».
Вещица-сорока - Опасная птица - оборотень; ведьма птица. То есть — оборотень.
Приняв вид этой стрекочущей, быстрой птицы колдуньи могли в мгновенье ока оказаться на другом краю земли, что-то выведать, помочь или напакостить. Пакостили как обычно: выдаивали коров, наводили порчу, просто вредили... Ничего необычного.
Кроме одного.
Существовал один вид сороки-перевертыша, ведьмы особо опасной и страшной. В птицу они превращались, чтобы похитить плод из чрева беременной. И съесть. Потому что нерожденный ребенок — единственное, что они вообще могли есть. Причем сделать это вещицы могли прямо на глазах матери. Правда, для этого приходилось объединяться по двое — одной было не справиться.
На место дитя ведьмы помещали как-либо предмет: краюху хлеба, кусок мяса, голик, полено, которые и рождались вместо ребенка в положенный срок. Беременная ничего не могла сделать — её обездвиживали чарами, так что бедная женщине оставалось только смотреть и слушать.
Уберечь от сорок-оборотней мог пояс мужа или его рубаха — достаточно было накрыться ей перед сном. И обязательно перекрестить печную трубу — именно через неё вещицы попадали в дом.
Так же, увидев на крыше вещицу, мужчине следовало разорвать на себе рубашку, или сломать вилы. Сорока тут же превращалась обратно в человека и на какое-то время теряла колдовские силы, с ней можно было делать что угодно.
Так же можно было уничтожить ведьму, найдя её тело. Например, в Сургутском крае верили, что вещица обращается в подполе через двенадцать ножей, после чего верхняя половина туловища превращается в бесхвостую птицу, а нижняя хранится до возвращения под корытом.
Возникает вопрос: а как отличить оборотня от обычной птицы? Сороки в наших краях не редкость. Да просто смотреть внимательно: считается, что вещица, когда летит, оставляет после себя едва заметное синее свечение или крохотные холодные искорки. Ну, и птиц всегда две.
Это, наверное, едва ли не единственный парный персонаж, который относится к птицам. Основные поверья сложились в девятнадцатом веке, но образ гораздо древнее. Так, в более позднее время он — однозначное зло, но в раннее имел несколько иное толкование.
Вещицы — воплощение судьбы и смерти. А без смерти не будет и жизни — недаром в славянской мифологии нет однозначных божеств. Зачастую тот, кто отнимает жизнь, её и дарит. Да и инициация человека, переход «на новый уровень» зачатую был связан с ритуальной смертью. Так, чтобы родилась женщина, девушка (невеста), должна была «умереть» (отсюда и прощальные песни на свадьбе, и фата-саван, закрывающая лицо). Чтобы «родился» мужчина, «умереть» должен был ребенок. Обрядов было предостаточно, их отголоски дожили до нашего времени, просто многое утрачено.
И вот когда я изучала этот вопрос, мне стало интересно: а если все «утраченное» — всего лишь затаилось, замаскировалось так, что с первого взгляда и не увидишь? Если вещицы существуют, а вместе с ними и остальные боги и духи славянского пантеона? Живут среди нас, пакостят и помогают...
Так родился рассказ «Тайна «Кукольного дома», прочитать который можно ЗДЕСЬ.