Осознанность нынче тренд. Кто-то скажет: мало ли трендов, придет – уйдет. А кто-то возьмет лучшее, протестирует и решит, взять или оставить. Так и с осознанностью: в работе преподавателя – это способ взять под контроль процесс преподавания, найти аспекты, которые можно улучшить, тем самым добившись отличных результатов и получая больше удовольствия от каждого рабочего дня.
Большинство преподавателей влюблены в свое дело. (К чему скромничать, если это правда?) Обучая детей и взрослых, мы время от времени обращаем критический взгляд и на себя: где бы «прокачать», что бы «оттюнинговать», куда бы «прикрутить» очередной полезный навык или суперспособность?
Ниже далеко не полный список того, что многие из нас пытались в себе улучшить на разных этапах карьеры:
- профессиональные знания и навыки – владение языком, психологическими, педагогическими, дидактическими приемами, актерское мастерство, эмпатия и т.д.,
- таланты тайм-менеджмента и самоменеджмента, избавление от прокрастинации, лени,профилактика выгорания,
- работа согласно неким KPI – например, минимально необходимое количество учеников, средний балл за тесты, количество курсов повышения квалификации за год и т.д.,
- work-life balance (несмотря на то, что все больше исследователей и лайф-коучей утверждают, что это миф),
- внутренний дзен, контролируемое душевное равновесие и т.д.
Хотя сами по себе практики безобидны и даже полезны, непрерывное и хаотичное их использование может привести к разочарованию в себе и профессиональному выгоранию. Более того, ни один из способов выше не предотвращает профессиональную стагнацию, которая – согласно исследованиям – неизбежно настигает преподавателей спустя несколько лет с начала карьеры.
Именно осознанность, вдумчивый подход к работе (reflective teaching) поможет справиться со стагнацией, предотвратит выгорание и перенесет преподавательский процесс на новый уровень.
Расскажем о 4 полезных практиках.