Сегодня многое из того, что 20 лет назад в плане технологий казалось фантастическим, стало обыденностью: мобильные телефоны, общение по скайпу, веб-камеры, моментальная передача фото или видео на большие расстояния и конечно, дополненная реальность (АR, augmented reality). АR - это особая среда, когда на физический мир накладывается другая информация или объекты. От виртуальной реальности augmented reality отличается тем, что человек совершает путешествие не в воображаемом, проявленном мире, а в реальном, хотя и видоизмененном. Для просмотра могут использоваться компьютерные устройства, телефоны, шлемы, очки. Технология позволяет реконструировать разнообразную среду, создавать визуальные картины. АR широко применятся в образовании, искусстве, бизнесе (реклама), архитектуре, медицине, обороне, строительстве, дизайне и во многих других сферах.
Преимущества augmented reality
Аugmented reality имеет целый ряд достоинств:
- обеспечивает на интуитивном уровне взаимодействие человека с объектом;
- предоставляет информацию здесь и сейчас;
- помогает визуализировать, то, что невозможно представить обычным способом;
- примерить виртуальные объекты к реальной обстановке;
- помогает изучать новое.
Влияние АR на поведение личности
Однако не все так оптимистично. Новое исследование ученых из Стэнфордского университета (США) показало, что дополненная реальность изменяет поведение людей в реальной обстановке, даже после того, как они престали использовать гарнитуру augmented reality.
Этот вывод был сделан на основе научных исследований, которыми руководил профессор Stanford University (США) Джереми Байленсон. В тестировании принимали участие более 200 респондентов. Данные этого эксперимента есть на сайте университета и опубликованы в журнале PLOS ONE.
Участникам испытания показывали 3D-картинку человека, который сидел пред ними на стуле. Изображение мужчины (ему было дано имя Крис) было создано с помощью AR, а затем это виртуальное изображение совместили с физическим миром.
Респондентам было дано задание с анаграммами. Первый раз они решали головоломки без Криса, а второй раз под его «контролем». Присутствие наблюдателя сказалось на скорости выполнения задач, участники тестирования отметили, что наличие наблюдателя делало решение заданий сложнее. Крис в этом исследовании воспринимался добровольцами эксперимента, как настоящий человек.
Во втором опыте участникам предложили сесть на стул, где до этого сидел Крис. Несмотря на отсутствие реального человека в кресле, никто из респондентов, использовавших в данный момент гарнитуру, не осмелился занять это место. После снятия гарнитуры сесть на стул Криса решилось только 28% из участвующих в испытании, 72% участников занимали места рядом.
Байленсон в комментариях к тесту писал: «Факт, что ни один из добровольцев, использующих гарнитуру augmented reality, не занял стул виртуального участника эксперимента, было для нас сюрпризом. Данный результат свидетельствует, что дополненная реальность способна сливаться с физическим пространством, изменяя поведения человека и отношение к окружающей обстановке».
В другом эксперименте часть участников была с AR –гарнитурой, другая без нее. Респондентам нужно было общаться между собой, люди с гарнитурой отметили, что они во время беседы меньше ощущали связь со своими собеседниками.
Ученые сделали вывод, дополненная реальность изменяет поведение человека (походку, жесты и т.п.), влияет на скорость решения задач, общение в социуме.