Известный своим эксцентричным поведением миллиардер Илон Маск недавно сделал новое заявление. По его словам, уже к 2020 году на улицах городов могут появиться беспилотные такси в широком доступе - всего количеством около миллиона. Бизнесмен ожидает, что его задумка позволит Tesla вывести конкурентов с рынка и захватить область роботизированных перевозок.
Заявление было сделано в калифорнийском Пало-Альто на очередном совещании инвесторов. Как заявляет Маск, роботакси будут работать максимально широко, однако не повсеместно, поскольку для этого Tesla необходимо получить специализированные разрешения. Он сомневается, что это получится в краткий срок, однако надеется, что задержка не станет проблемой для перевозок.
Уверенность Илона Маска во многом основывается на предварительных тестах и данных, которые компания получила за счёт автомобилей, уже разъезжающих по дорогам всего мира. Как утверждает бизнесмен, всё, что им требуется - слегка доработать программы и алгоритмы, чтобы повысить надёжность и точность системы автопилота. На встрече с инвесторами он делал особенный упор на дату - 2020 год, по его заверениям, станет временем, когда на улицы хлынут полностью автономные машины, которым не требуется водитель.
Также компания готовит необычную возможность для владельцев Tesla - своеобразную аренду авто в качестве такси. Сдавая машину, владелец будет получать от 70 до 75 процентов дохода с каждой поездки, в то время как остаток будет забирать себе компания. Согласно расчётам, это может принести более 30 тысяч долларов дополнительного дохода ежегодно.
Фантазии и реальность
Однако наибольшей проблемой Tesla были и остаются громогласные заявления Маска, которые остаются невыполненными обещаниями. Надо отдать должное - в этот раз он сумел поиронизировать над срывом дедлайнов, однако упомянул, что всегда доделывает свою работу, несмотря ни на что.
Из наиболее громких срывов мы можем вспомнить:
- запуск Model X - специализированного электрофургона, который планировался к выходу в 2012 году. На рынке он оказался только в марте 2015 - спустя два года после анонса;
- автономная система поездки. В 2017 году бизнесмен пообещал, что на автомобилях Tesla можно будет путешествовать, не касаясь руля. Однако сегодня мы всё ещё не имеем такой возможности, несмотря на кропотливую работу инженеров компании.
С опровержением возможности автономного такси уже выступили эксперты - по их мнению, технологии нужно по меньшей мере десять лет на доработку. Это косвенно доказывают попытки других компаний внедрить беспилотники в широкое пользование, среди которых находится Uber.
Проблемы внедрения
Однако спорные заявления - лишь половина беды. Маску придётся не только значительно доработать технологию, но и убедить окружающих в её безопасности. Беспилотники уже неоднократно участвовали в инцидентах, которые заканчивались травмами, или вовсе имели смертельный исход. Так, например, в прошлом году беспилотное авто от Uber сбило перешехода, а запуски Waymo в Чендерлене сопровождались скандалами и протестами. Люди даже бросали камни в автомобили, вынуждая из остановиться или съехать с дороги.
В похожей ситуации оказалась и сама Tesla. В 2016 году такой автомобиль на полной скорости въехал в грузовик, забрав тем самым жизнь своего владельца. Согласно официальному заявлению, проблема крылась в автопилоте - из-за солнца он не сумел распознать белый цвет фургона и не видел препятствия.
Не исключено, что Маск попросту отвлекает инвесторов от финансовых показателей первого квартала, которые были весьма плохими по меркам Tesla. Всё это усугубляется скандалами, в которые последнее время вовлечён бизнесмен, а также его репутация фантазёра, торгующего несбыточными мечтами. Однако, как дело обстоит на самом деле, покажет лишь время.