Найти тему
КиноЯД

«Фрицевы подарочки» в советских оттепельных фильмах

Фильм шестьдесят третьего года "Знакомьтесь, Балуев" в своё время был чем-то вроде мема. На Третьем Московском международном кинофестивале он должен был (по задумке советского начальства) получить главный приз, но кинематографисты взбунтовались, и лучшим был признан фильм Феллини "Восемь с половиной". А "Знакомьтесь, Балуев" был награждён острословами как лучший фильм про Балуева.

Кино, в общем, дурное - производственная драма с элементами поэтического реализма: под руководством удивительного Балуева молодые люди прокладывают через болото газопровод и духовно растут. Юноши выражаются как маленькие принцы, девушки как будто пытаются предвосхитить мешком ударенных героинь Ренаты Литвиновой. Чуткий, отзывчивый Балуев, у которого не забалуешь, является для юного поколения кумиром, идеалом и даже предметом грёз и фантазий.

Однако был в этой кинематографической отрыжке шестидесятых годов неожиданный персонаж - девушка Изольда с настоящей психотравмой (проблемы остальной рабочей молодёжи болтались на уровне "а тому ли я дала?"). Изольда была побочным продуктом войны: она появилась на свет, потому что эсэсовец надругался над русской женщиной. Немецкое имя женщина дала нежеланному ребёнку как будто в насмешку. Мать, мягко говоря, не полюбила дочку, так что детство Изольды было нерадостным. Юность тоже не задалась: после того, как Изольду бросил молодой человек (под впечатлением от её происхождения), она попыталась покончить с собой. Почти утопилась, но тут подоспел Балуев.

Проблема граждан, родившихся от оккупантов, с тех пор советских кинематографистов не слишком привлекала. Но оттепельное кино хотя бы признало факт их существования.

Был любопытный маленький случай в фильме Алексея Салтыкова "Председатель" (этот фильм вышел в шестьдесят четвёртом, следом за "Балуевым"). Герой Михаила Ульянова, вернувшийся в родную деревню через пару лет после войны, обнаружил, что у старшего брата шесть человек детей - и по-братски поинтересовался: "Все свои? Фрицевых подарочков нету?" На что брат, которого играл замечательный Лапиков, ответил: "Один. Петька".

-2

Петька этот, милейший пацан, резво плясал под балалайку. И сочувствовал дяде, который лишился на войне руки: "Фрицы проклятые!.." В общем, у Петьки проблем из-за его арийской крови не было.

В другом фильме Салтыкова, "Бабьем царстве" (не менее жёстком, чем "Председатель", с мощной Риммой Марковой в главной роли), старушка в оккупированной деревне радуется, что немцы у них хорошие, смирные - а вот в соседней деревне хуже, там от немцев "шестеро забрюхатили". Больше этот вопрос не обсуждался, так что неизвестно, сколько в соседней деревне от немцев родилось или могло бы родиться. Впрочем, в "Бабьем царстве" история и без того получилась жутковатая: смирный (казалось бы) немец возбудился и полез на девочку-подростка, и одна из героинь подставилась - "бросила ему себя, как кусок мяса", чтобы девочка могла убежать. Этим она, конечно, надломила себе жизнь. А после победы недобрый фронтовик припомнил ей "фрицеву зарубинку" - и женщина решила повеситься. (К счастью, это не финал истории.)

-3

На всякий случай сообщу, что и "Председатель", и "Бабье царство" - фильмы, заслуживающие внимания (тогда как кино про Балуева можно смотреть только из киноведческого интереса); Алексей Салтыков снимал по резким сценариям Нагибина, и деревню он показал так, что некоторым кинодеятелям стало стыдновато за слишком сладкие фильмы про колхозную жизнь. И всегда есть смысл полюбопытствовать, как работали крепкие советские актёры вроде Михаила Ульянова, Ивана Лапикова, Нонны Мордюковой и Риммы Марковой, когда им было где развернуться.

Также см.: Американская психушка сороковых. Кино даёт шанс.

Феномен фильма "Летят журавли". Что не так с Вероникой.