Найти тему
НЭБ.Дети

Почему мы так говорим? Вспомним всё!

"Почему мы так говорим" - была такая серия диафильмов. Постановка вопроса достаточно оптимистична. Сейчас пора спрашивать: "Почему мы так НЕ говорим?". Почему мы все реже и реже украшаем речь фразеологизмами, которые уходят корнями в далекое прошлое? Почему наши дети и подростки читают классику по диагонали, пропуская целые фрагменты, насыщенные непонятными словами? Возможный ответ - мы забываем или не знаем истоков появления этих выражений. Это мешает нам использовать их в подходящем контексте и приводит к их вымыванию из активного языка. Но не все потеряно! Обратимся к диафильмам, многие из которых были созданы по заказу Министерства просвещения РСФСР. Они сейчас актуальны, как никогда.

Коломенская верста / Непомнящий В.; Худож. Елисеев А.- Москва : Диафильм, 1979.- 1 дф. (44 кд.)
Коломенская верста / Непомнящий В.; Худож. Елисеев А.- Москва : Диафильм, 1979.- 1 дф. (44 кд.)

Верста коломенская - так можно назвать очень высокого человека. А корнями это выражение уходит в XVII век. В то время дороги были еще хуже, чем сейчас. Только самые большие и широкие были размечены столбами через каждую версту (1, 06 км). Они так и назывались - столбовые дороги. Самой главной дорогой считалась дорога из Москвы в Коломенское, где для царя Алексея Михайловича летнюю резиденцию построили. И по велению царя верстовые столбы на этой дороге были особенные, высоченные. Народ их так и называл - коломенская верста. А потом уже к высоким людям такое название приклеилось.

Хватит бить баклуши / В. Непомнящий; худож. А. Елисеев.- Москва : Диафильм, 1976.- 1 дф. (50 кд.)
Хватит бить баклуши / В. Непомнящий; худож. А. Елисеев.- Москва : Диафильм, 1976.- 1 дф. (50 кд.)

Давайте, не откладывая дела в долгий ящик, откроем диафильмы по занимательной этимологии, и дело в шляпе!

Опять не понятно, ящик-то при чем? А при том, что прошения в царские времена нужно было в специальный ящик засовывать. Просящих было много и ящик сделали длинным, или долгим. Да и прошения в ящике лежали долго, никто не торопился с ними разбираться.

Хватит бить баклуши / В. Непомнящий; худож. А. Елисеев.- Москва : Диафильм, 1976.- 1 дф. (50 кд.)
Хватит бить баклуши / В. Непомнящий; худож. А. Елисеев.- Москва : Диафильм, 1976.- 1 дф. (50 кд.)

В какой такой шляпе? В шляпе чиновника, которому за особое внимание к делу клали в шляпу деньги. И вероятность на успешное решение повышалась. Но в нашем случае взятку вы сами себе дайте, чтобы уж наверняка, без лукавства. Вот опять повод поискать истоки: лукавство от слова "лука" происходит, что значит кривизна, изгиб, дуга.

Почему мы так говорим? / [Н. Онуфриева; консультант Л. Зельманова.- Москва : Диафильм, 1987.- 1 дф. (40 кд.)
Почему мы так говорим? / [Н. Онуфриева; консультант Л. Зельманова.- Москва : Диафильм, 1987.- 1 дф. (40 кд.)
  • Кроме русской старины, другим источником фразеологизмов является мифология. Чтобы русский язык не стал вашей ахиллесовой пятой, а необходимость выступить перед коллективом не превращалась в дамоклов меч, посмотрите диафильмы.
Почему мы так говорим / В. Непомнящий; худож. А. Бенедский.- Москва : Диафильм, 1974.- 1 дф. (39 кд.)
Почему мы так говорим / В. Непомнящий; худож. А. Бенедский.- Москва : Диафильм, 1974.- 1 дф. (39 кд.)

Зарубите на носу: говорить по-русски надо смело, красиво и свободно! Ведь так приятно иногда пустить пыль в глаза!

Почему мы так говорим? / Н. Онуфриева; консультант Л. Зельманова.- Москва : Диафильм, 1987.- 1 дф. (40 кд.)

-6

Коломенская верста / Непомнящий В.; Худож. Елисеев А.- Москва : Диафильм, 1979.- 1 дф. (44 кд.)

-7

Хватит бить баклуши / В. Непомнящий; худож. А. Елисеев.- Москва : Диафильм, 1976.- 1 дф. (50 кд.)

-8

Почему мы так говорим / В. Непомнящий; худож. А. Бенедский.- Москва : Диафильм, 1974.- 1 дф. (39 кд.)

-9

Подписывайтесь на канал Национальной электронной детской библиотеки!

Автор: Илья Гавришин, зам. директора по информатизации и фондам Российской государственной детской библиотеки