Двойное сцепление — это перспективная технология, которая позволяет переключать передачи без потери мощности, что улучшает динамику автомобиля и его топливно-экономичные показатели.
На протяжении многих десятков лет автопроизводители бились над решением проблемы с созданием идеальной трансмиссии, которая позволяла бы полностью реализовывать мощность двигателя. При этом такой агрегат должен обеспечивать максимально быстрые переключения скоростей на механических и автоматических коробках передач. Впервые система двойного сцепления появилась ещё в тридцатых годах прошлого века, однако лишь с широкомасштабным внедрением автоматических и роботизированных коробок передач такая конструкция с многочисленными доработками стала широко использоваться на современных автомобилях.
Принцип работы и устройство двойного сцепления
Отличительной особенностью коробок передач этого типа является наличие у них двух валов, вместо одного привода. На таких валах установлены многочисленные шестерёнки, которые принимают крутящий момент, передавая его как на карданный вал, так и оптимально переключая передаточное число в зависимости от скорости автомобиля. Каждый вал отвечает за включение своих передач, причём на одном валу находятся шестерёнки с четными передачами, а на другом – с нечетными.
Фактически, конструкция такой коробки передач с двойным сцеплением состоит из многочисленных шестерёнок и двух валов, которые связаны между собой. Их работа синхронизирована, а автоматика управления включает тот или иной вал и перемещает диски в зависимости от текущей скорости автомобиля. Правильная работа такой АКПП возможна лишь при наличии гидроприводов управления трансмиссии. Такая коробка передач существенно отличается от стандартного автомата, у такой трансмиссии отсутствует гидротрансформатор, что позволяет существенно упростить обслуживание и ремонт техники.
Популярные модификации коробок с двойным сцеплением
На сегодняшний день наибольшее распространение получили два типа коробок передач с двойным сцеплением, которое выполняется сухим и мокрым. Каждый такой тип конструкции имеет свои определенные преимущества и недостатки. При этом такая трансмиссия позволяет быстро переключать передачи, мощность практически не прерывается, отсутствуют ее потери во время смены ступени, и, соответственно, мотор не только лучше реализует свою мощность, но и позволяет экономить топливо.
В коробке передач с мокрым сцеплением валы и шестеренки находятся в масляной среде, что позволяет снизить трение, возникающее между рабочими поверхностями, обеспечивая качественное охлаждение, предупреждая износ подвижных деталей. Автоматическими коробками этого типа с мокрым сцеплением оснащаются спорткары и мощные автомобили с многолитровыми двигателями, имеющие увеличенный крутящий момент. Трансмиссия с легкостью переваривает такую огромную мощность, она не изнашивается, соответственно не требуется уже по прошествии 100000 километров пробега вскрывать АКПП и проводить ее восстановительный ремонт.
В плане надежности коробки передач с сухим сцеплением несколько проигрывают мокрым автоматам. У них часто отмечается повышенный износ, а сама трансмиссия не способна переварить существенную мощность двигателя, поэтому появляются определенные ограничения на объем работающих в паре силовых агрегатов. Однако у такой конструкции имеются существенные преимущества, в том числе простота и надежность, а также возможность максимально быстро переключать передачи. У «сухих» АКПП отсутствует масляный насос, который часто выходит из строя на мокром сцеплении, требуя замены или восстановления.
Принцип работы трансмиссии
При использовании коробок передач со стандартным сцеплением потери мощности и крутящего момента будут неизбежны. Соответственно, полностью реализовать мощность мотора и экономить топливо на таких АКПП будет попросту невозможно. Тогда как у трансмиссии с двойным сцеплением автоматика следит за скоростью, способна анализировать поступающую от многочисленных датчиков информацию, своевременно переключает диски и подготавливает их к работе. Все это позволяет разгоняться или же замедляться практически без потери мощности, соответственно водитель экономит топливо, причём такая экономия может на 100 километров составить 1-2 литра и более.
Перед тем как провести переключение передач на высшую ступень автоматика проанализирует ряд параметров от многочисленных датчиков, в том числе о положении педали газа и скорости автомобиля. После чего продвинутая логика предугадывает желание водителя увеличить скорость, поддать газу или отпустить педаль. После принятия решения за доли секунды поступает сигнал на исполнительные устройства, отключается первый диск сцепления, размыкается тяга, после чего сразу подключается второй диск, и трансмиссия без потери мощности передает крутящий момент на карданный вал.
Несомненным преимуществом такой коробки является также максимальная плавность хода. Процесс переключения передач практически не ощущается, отсутствуют рывки и пинки, а водитель может лишь увидеть, как стрелка тахометра слегка опустилась на несколько тысяч оборотов, причём физически отсутствует ощущение потери мощности во время таких смен ступеней. Коробки с двойным сцеплением обеспечивают максимально возможную плавность хода или комфорт использования автомобиля.
Преимущества и недостатки
Как и любая другая технология, коробки передач с двойным сцеплением имеют свои определенные преимущества и недостатки. В последние годы с совершенствованием конструкции такие АКПП пользуются все большей популярностью на рынке и встречаются практически на машинах всех производителей.
К преимуществам двойного сцепления относят:
1) возможность экономии топлива;
2) плавность и скорость переключения передач;
3) улучшение разгонной динамики;
4) лучшая реализация мощности двигателя;
5) наличие функции ручного переключения передач;
6) возможность установки трансмиссии на мощные автомобили.
К недостаткам таких систем с двойным сцеплением можно отнести разве что их конструктивную сложность, соответственно обслужить и отремонтировать такую коробку смогут не в каждой мастерской, поэтому появляются проблемы с поиском хорошего мастера. Также следует помнить о том, что такие трансмиссии крайне критичны к качеству сервиса, потребуется выполнять регулярную смену масла на мокрых АКПП, своевременно выполнять такую работу и использовать исключительно качественные оригинальные запчасти.
Выводы
Коробки передач с двойным сцеплением — это перспективная разработка, которая позволяет реализовывать мощность двигателя без потери крутящего момента, обеспечивает плавность и скорость переключения передач. Такие автоматы сегодня получили популярность на рынке, с успехом устанавливаются на автомобилях от европейских, американских и японских брендов.