Здесь рассказано о трепетании мысли и цепких лапах КГБ.
Как и во всех ВУЗах и в середине 70-х годов прошлого века на втором курсе преподавался курс философии. Лекции вела заведующая кафедрой пятидесятилетняя женщина, а семинары молодой ассистент. Лектор была убеждённой коммунисткой и приверженцем научного мировоззрения, а с ассистентом дело обстояло сложнее. Будь ассистент похож на лектора, он никогда бы не предложил познакомиться с «Экономическо-философскими рукописями 1844 года» Маркса, с «Мышлением как творчеством» Библера, с «Диалектической логикой» Ильенкова, с «Молодым Марксом» Лапина. Он мог, сияющий, подойти в перерыв с открытым томиком со стихами Заболоцкого:
«Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь...».
Он предлагал подумать над вопросом, есть ли граница между машинным и человеческим интеллектом, и это думанье затем превратилось в мой доклад на студенческой конференции.
А ещё он вёл неформальный философский кружок. На его съёмной квартире собирались студенты разных ВУЗов, девушки из художественного училища. Там мы слушали музыку Баха, Бетховена, Стравинского, небольшие лекции о, к примеру, авангардных направлениях в зарубежном искусстве, сами представляли небольшие сообщения по заранее предложенным темам. Этот кружок мы посещали и после того, как курс философии завершился. Но оказалось, что встречаться без утверждённых программ и планов чревато: преподавателя вызвали на беседу в КГБ, а затем он уволился из института.
О нас тоже не забыли. Несколько групп собрали на встречу с сотрудником ГБ. Он рассказывал об идеологических диверсиях против социалистических стран, на конкретных примерах показывая каналы и способы воздействия идеологии капитализма. С собой он принёс напечатанный на русском языке цитатник Мао, клише для печати листовок народно-трудового союза и две брошюры религиозных сект. После лекции предложил задавать вопросы. Я спросил, нельзя ли посмотреть книжку Мао Цзэдуна. Молодой человек из КГБ прежде осведомился о моей фамилии. Аудитория зашлась от гомерического смеха! Лектор напомнил, что эта литература запрещена, закончив словами: «Вы хотите учиться, а я хочу работать».
Прошли десятилетия. Охранитель, возможно, дослужился до полковника, и удачно украл свои миллиарды рублей. Мыслителю не дали заниматься любимым делом за нищенскую, по сути, зарплату. У охранителя было и есть всё, а у мыслителя что? Стоило ли телёнку бодаться с дубом? А он и не бодался. Свобода мысли и интеллектуальное наслаждение – единственное, что недоступно охранителю. А может ли несвободный быть счастливым?
А вы как считаете, уважаемые современники и современницы? Пишите в комментариях, не забывайте о лайках и подписке на канал, дорогие друзья!