Должен быть какой-то свой ответ на вопрос, почему сразу две звезды из одного поколения – Том Круз и Киану Ривз – в 50+ лет пришли примерно к одному и тому же: к боевикам, где звезды сами выполняют свои трюки. Кажется, они единственные из Голливуда, на кого всерьез повлиял Джеки Чан. Иначе и не объяснить, почему в последние годы экшен-сцены в голливудском кино стали настолько невыразительными. На этом контрасте франшиза «Джон Уик» с Киану Ривзом в заглавной роли выглядит особенно выигрышно.
Как и Джеки Чан, режиссер Чад Стахелски (в прошлом – каскадер Ривза на «Матрице») предпочитает снимать перестрелки и драки средними и общими планами, с относительно медленным монтажным темпом. В результате – мы предельно четко видим каждое движение, каждый маленький жест. Сегодня это непопулярный подход, потому что большая доля ответственности кладется на хореографов и актеров. Но на наше счастье Стахелски и Киану Ривз берут её на себя.
В третьем фильм экшен стал еще плотнее и разнообразнее. Вернулся и черный юмор первой части – но о нем чуть позже. Ривз выжимает из себя все соки.
Правда, его физические ограничения все же подводят фильм в финале. Последняя сцена – невероятно долгая рукопашка в стиле Джеки Чана, которая приедается просто потому, что у Ривза нет скорости и чувства ритма Джеки. Конечно, Ривзу сейчас 54 года – в этом возрасте и Джеки Чан был уже не тем Джеки Чаном, которого все полюбили, – но я стою на том, что в лучше меньше, да лучше.
Помимо впечатляющего экшена, у первой части был и неожиданный плюс: верно выдержанный градус постиронии. Грубо говоря, в «Джоне Уике» размывалась грань между серьезным и ироничным, глупости произносились с каменным лицом, только усиливающим комедийный эффект. Похожего результата хотят добиться фильмы «Марвел», но там ирония дана слишком в лоб, словно создатели боятся, что их примут за инфантильных. «Джон Уик» в свою очередь не боялся ничего и выглядел круче куда более богатых конкурентов.
Вторая часть этого лишилась. Из на вид Б-боевика она вдруг превратилась в комикс с альтернативной вселенной, где каждый встречный – наемный убийца. «Джон Уик 2» слишком рьяно взялся за построение мира и был слишком серьезен. Даже несмотря на потрясающую хореографию и выдающуюся работу художников, фильм умудрялся быть невероятно занудным в моменты передышки между экшен-сценами.
И это основная причина, почему я считаю, что третья часть – лучшая: она более-менее смогла найти в себе место для лучших находок предыдущих частей.
«Более-менее» – потому что постирония поднимается в полный рост только в первой четверти фильма (лучших 30 минутах всей франшизы). Когда Киану Ривз убивает чувака сборником русских народных сказок, то кажется, что лучше уже не будет – но потом он убивает другого несчастного конем (не на коне – хотя и так тоже будет). Дальше начинается вторая часть – с новыми подробностями безумной вселенной серии (например, выясняется, что Уик по происхождению белорус). Но к чести создателей они не зацикливаются на этом так же сильно, как в предыдущий раз.
С другой стороны, сказочная условность комикса придает герою Киану Ривза новый, неожиданный оттенок. В прошлых фильмах Джон Уик был типичным героем боевика посреди самых растиражированных сюжетов жанра: в первой части он мстил за жену, а во второй оказался предан нанимателем.
Новый фильм уходит в другую стезю. Теперь Джон Уик одновременно и герой древнегреческой трагедии, противостоящий Фатуму, и Роланд. Его возлюбленная давно мертва, но по собственному признанию он готов пойти на все, чтобы сохранить в мире память о ней и их любви. Всего одна фраза – и обычный киллер превращается в классического рыцаря, последнего носителя человеческого в мире подлости и жестокости («Мир – это боль» – прямым текстом заявляется в одной из сцен).
И в то же время мысли о будущем франшизы противоречивые. Серия точно не закончится на третьем фильме, обрывающемся на полуслове. И с одной стороны, кажется, что смотреть на то, как Киану Ривз бьет людей, можно вечно, с другой, есть опасение, что «Джон Уик 3» – пик серии, после которого все пойдет по наклонной. Понятно, что студия Lionsgate, переживающая не лучшие времена, будет держаться за киллера до последнего, но насколько это необходимо творческим единицам франшизы – большой вопрос.