Найти в Дзене
Параллели

50 оттенков Пошлой Молли / О вдохновении и копипасте

Оглавление

В последнее обозримое время на отечественной музыкальной сцене приобрела громадные масштабы тенденция писать тексты, что целиком и полностью завязаны на повествовании о пороках современной молодёжи, тусовочном образе жизни, беспорядочных половых связях и “всем хорошем”. Послушав подобное, будет несложно заметить, что авторы романтизируют такие вещи.
Эти тексты накладываются на классические гитарные панк-риффы с использованием большого количества электроники; симбиоз этих текстов и звучания назвали “
Синти-панком”.

Первопроходцем в этой теме был украинский бэнд “Пошлая Молли”. Их идея сублимировать всю грязь нового поколения в песни оказалась поистине революционной, и группа набрала солидную аудиторию в максимально короткие сроки. Она стала настоящим культурным феноменом: это сподвигло многих музыкантов к созданию собственных треков той же направленности и тематики. А если правдиво - к плагиату. Естественно, стоит понимать, что причина негодования кроется не в “Пошлой Молли”, а как раз-таки в её копипасте.

солит «Пошлой Молли»
солит «Пошлой Молли»

При посещении случайного паблика ВК про современную отечественную музыку в глаза сразу бросаются сотни постов с коллективами, что почти полностью копируют стиль “Пошлой Молли”, из индивидуального, собственного оставляя только название и обложку, хотя и те порой очень похожи. За примерами далеко ходить не надо, всё очень легко ищется в пределах той же самой социальной сети. Конечно, большая часть таких групп имеют развращённую девочку на обложке альбомов как маскота.

обложка альбома «Пошлой Молли»
обложка альбома «Пошлой Молли»

Для наглядности стоит копнуть глубже и привести примеры текстов. За эталон я возьму трек “Любимая песня твоей сестры”.

Я очень рад, что ты раздеваешься, потому что
Потому что ты одеваешься в *** пойми что

На этот отрывок заметно походит фрагмент песни “Калифорния лав” группы “Завтра Брошу”.

Ты выглядишь, как конченная шл*ха
Из секонд-хенда за девяносто девять центов

Там и там прослеживается тема не совсем конформного выбора одежды героини и её распущенности.

Это, конечно, не откровенный плагиат - тут есть определенная доля влияния, следования стилю. Смартфоны ведь массово стали производить после успеха айфонов, так?

Продолжая сравнивать эти две группы, можно привести в пример фразу, что дословно повторяется и у той, и у той группы.

Берём пару строчек у “Пошлой Молли” из той же самой песни:

Перепутал кровать
Тр*хнул на маминой, это неправильно

Затем читаем строфу “Завтра Брошу” из композиции “Я полюбил эскортниц”:

Это неправильно, это неправильно,
Но я влетаю на тусу без палева

Идентичность очевидна. Для большего количества примеров стоит (а лучше не надо) заняться самостоятельным прослушиванием этих и многих друг подобных групп вроде “Эшли Эш”, “Мятная Фанта”, “Френдзона” (отошли от синти-панк звучания, но всё равно очень похожи), “МУККА”.

«Френдзона»
«Френдзона»

Разобравшись в повальной истерии по созданию подобной музыки, которая, к слову, продолжается и до сих пор (если судить по пабликам вроде “Вечно 17”), возникает вопрос. Почему же молодые музыканты забивают на главный принцип творчества как создания чего-то нового, и бездушно копируют стиль коллектива, что смог выстрелить? Зачем они это делают?

Можно выдвинуть предположение, что эти люди не творцы вовсе, а просто те, что пошли по пути наименьшего сопротивления, чтобы скорее достигнуть успеха, стать популярными и заработать денег. Соответственно, для таких людей музыкальный альбом есть всего лишь конвейерный продукт, в который почти не вложены душевные ресурсы, предназначенный для потребления аудиторией, не особо разборчивой в том, что она потребляет - “пипл схавает”.

Это очень сильно удручает, так как в эру информационной передозировки, когда найти что-то действительно стоящее внимания очень трудно, такая музыка просто захламляет сетевое пространство, в котором и так уже слишком много всего. По сути, творчество постепенно превращается в товарно-денежные отношения между производителем и финальным пользователем - чистый капитализм.

Становится сложно найти среди сотни творцов хотя бы несколько, что занимаются этим ради идеи, ради того чтобы передать миру их переживания, эмоции, а не ради денег. Это проблема не только музыки, а искусства в целом. Нет ничего плохого в том, что человек получает заслуженную награду за свой труд. Плохо то, что есть люди, для которых деньги стоят выше всего, это порождает контент, что абсолютно ничего не стоит. В творческой стезе назревает застой.

Капиталистические отношения прослеживаются не только в музыке, но и во всей поп-культуре, как бы очевидно это ни звучало. Самым ярким примером является киновселенная «Marvel», что третий фильм копирует с самих себя и, судя по всему, останавливаться не собирается. Супергеройское кино в основном заточено на массового потребителя и максимальный денежный профит.

Становится всё сложнее и сложнее найти что-нибудь новое, такое, что нигде ранее не встречалось. Возможно, в этом есть своя положительная сторона. Новаторы имеют большую ценность и надолго остаются в сердцах людей, чьи головы и сердца были поражены их музыкой.

Однако стоит разделять вдохновение чем-то и копирование. Если бы никто, создавая свой продукт, ничего не брал у других, то не было бы музыки в принципе. В творчестве самое главное – это найти свой собственный стиль, пусть и с небольшими элементами того, что уже кто-то раньше использовал.

// Егор Биндас.