Я не очень люблю творчество Спайка Ли, ведь для него судя по всему высказывание политической позиции важнее, чем создание интересной истории. Все его фильмы, которые я видел, за исключением быть может ремейка «Олдбоя», были максимально политизированными и рассказывали о том насколько же тяжело быть чернокожим. От того «Чёрного клановца» я начинал смотреть с огромными опасениями, ведь именно из этой истории легче всего было сделать манифест рассказывающий о том какие белые расисты, а чёрные герои борющиеся против притеснений. Но положительные отзывы западных критиков и номинации на Оскар всё-таки пробудили во мне любопытство. Что же Спайк Ли всё-таки снял ленту о хорошем чёрном парне и злых белых ку-клукс-клановцах, но вышло это у него гораздо живее и интереснее чем обычно.
Главный герой фильма молодой афроамериканец устроившийся на работу в полицию, и ставший собственно первым чернокожим полицейским в своём штате. Нам показывают как настороженно к нему относятся, как коллеги, так и простые граждане, как начальство не хочет верить в его способности и заставляет работать в архиве. Как бы между делом мы видим и реакцию других афроамериканцев на то, что один из них пошёл работать на столь ненавистный им политический режим. И всё это хорошие моменты показывающие нам царящую в то время атмосферу. Мы понимаем и то, почему герой так сильно хочет доказать, что он хороший полицейский. Но потом в дело вступает основной сюжет и стройность и логичность истории начинает рушиться. Сама по себе идея завести себя осведомителя в местном подразделении ку-клукс-клана кажется на редкость здравой, но почему реализовать её догадывается лишь афроамериканец, а единственным человеком во всём участке решившим ему помочь становится еврей.
Такая ситуация, да ещё с таким набором персонажей хорошо подошла бы для трешёвой комедии, ну или для меткой сатиры. Но здесь то нам предлагают вполне серьёзное кино с небольшими вкраплениями юмора. Шутки в фильме есть и временами они даже работают, а вот с сатирой всё сложилось весьма противоречиво. Вместо того, что бы высмеивать столь явные пороки общества, лента пытается их обличать и выходит это у неё крайне уныло. Я понимаю, что в Соединённых Штатах ку-клукс-клан был серьёзной проблемой, но со стороны, его внешние атрибуты выглядели вполне комично. Поэтому я просто не понимаю, как можно было упустить столько возможностей для показа всей нелепости самого факта существования тайного общества напяливающего на своих членов белые балахоны. Да показанные в фильме обиженные на жизнь алкоголики собирающиеся друг у друга выпить и порассуждать на тему величия белой расы куда ближе к реальности, но даже они не раскрываются по-настоящему.
С персонажами вообще всё складывается не лучшим образом, одновременно хорошо прописанных и сыгранных героев, я и вовсе насчитал всего двоих. Джон Дэвид Вашингтон судя по всему унаследовал часть таланта своего отца и оказался по-настоящему неплохим актёром, по крайней мере в эту роль он сумел попасть максимально чётко. Благо, и образ вышел достаточно неоднозначным и давал немалый простор для придания ему индивидуальности. Вторая сильная роль это Адам Драйвер, в который раз доказывающий свою способность одинаково хорошо отыгрывать разных по характеру персонажей. Другим героям повезло сильно меньше, подруга главного героя вышла настолько неестественной, что за ней просто неинтересно наблюдать. Остальные полицейские словно пришли из дешёвых сериалов про копов, вобрав в себя почти всех стереотипных персонажей из них. Ну и наконец члены самого ку-клкукс-клана, те кто должен вызывать у зрителя ненависть и отвращение в итоге не вызывают ровно никаких эмоций. Да они не очень приятные типы, а многие и просто клинические мудаки, но какой-то реальной опасностью они не ощущаются.
Для Спайка Ли «Чёрный клановец» наверно всё-таки удачный фильм, и дело не только в номинациях на престижные премии. Здесь он сумел предложить довольно интересную и оригинальную идею, которую правда не сумел раскрыть в должной мере.