Найти тему

О компоновке беспилотных автомобилей

130 лет назад первые автомобили были очень похожи на безлошадные кареты. Сегодня разработчики беспилотных автомобилей находятся в аналогичной ситуации, основное внимание уделяя конструкции автопилота. Но нам, будущим пользователям их продукции, самое время прикинуть на пальцах, какой беспилотный автомобиль нам нужен, а что мы точно покупать не будем. Скептикам хочу сказать, что перспектива сдать в металлолом основную часть автопарка планеты Земля, чтобы воспроизвести ее на новом технологическом уровне – заставляет автоконцерны выворачиваться наизнанку, но стать лидерами нового этапа, когда аутсайдеры сойдут с дистанции. Как обычно, на повороте появляется шанс для дилетантов догнать или даже обойти лидеров, чем некоторые сейчас и занимаются.

Сперва хочу поговорить о количестве. Не знаю, планируют ли маркетологи продать беспилотные автомобили всем прежним владельцам самобеглых колясок и расширить рынок за счет потенциальных владельцев, не имеющих сегодня водительского удостоверения по медицинским или другим показаниям, мне представляется, что общее количество автомобилей на планете уменьшится, и это благо для экологии. Очевидно, что коммерческий транспорт может только потерять в количестве за счет интенсификации использования. Даже банальное отсутствие кабин у грузового транспорта приведет к увеличению его грузоподъемности, а возможность круглосуточного использования и оптимальность расхода топлива снижают себестоимость грузоперевозок. Отсутствие затрат на водителей на коротких маршрутах и их замена более дешевыми экспедиторами на дальних – тема отдельного разговора, что позволяет перейти к самому вкусному – сегменту легковых автомобилей.

Итак, в крупных городах использование беспилотных автомобилей приведет к слиянию юного каршеринга и старого такси. Потребность в личном автомобиле останется в первую очередь у тех, кто привык им пользоваться. Новое поколение будет считать, чем пользоваться удобнее и дешевле. И велика вероятность, что экономика будет не в пользу личного авто. Сегодняшние семьи с двумя автомобилями смогут обходиться одним личным беспилотником с периодической арендой второго по потребности. Прежняя обеспеченность личным автотранспортом сохранится, как мне кажется, лишь в небольших населенных пунктах и в премиум сегменте (где его наличие – показатель социального статуса) и, как ни странно, и там, и там вероятно сохранение приверженности к пилотируемым автомобилям. Так что будущая экономика под угрозой снижения спроса на легковые автомобили, что опять-таки благо для экологии и на дорогах станет свободнее.

А теперь самое главное: чем вы будете заниматься в автомобиле, если вам не надо пялиться на дорогу и тратить все свое внимание чтобы не убиться самим и не убить при этом еще кого-нибудь? Ответ банален: перекусить, посмотреть что-нибудь на большом потолочном экране да спать. Открываются любопытные перспективы: сесть вечером в машину, чтоб утром проснуться в другом городе. Одному или вдвоем, семьей или в небольшой компании друзей. Калининград, Питер, Москва, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск, Владивосток. Берлин, Париж, Лиссабон в другом направлении – у кого какие фантазии или потребности. Погулять или позаниматься делами, а вечером назад или дальше по маршруту... Хм, да даже банально подремать полчасика по дороге на работу – иногда дорогого стоит! И вот для этого компоновка салонов сегодняшних легковых автомобилей решительным образом не подходит. Наверное, высоту салона стоит увеличить, ухудшив при этом аэродинамику, зато приблизив компоновку к так называемой «вагонной», а посадочные места сделать трансформируемыми в спальные. Наверняка будет куча проблем с их ориентацией, углом наклона, количеством ремней безопасности, сертификацией всего этого, но однозначно – автомобили XXI века наконец-то станут похожи сами на себя, а не на приглаженные изделия века XX.