Я не только практикую как психоаналитик, работая в кабинете с пациентами, но и провожу собственные наблюдения и исследования, интересуясь разными аспектами жизни человека, в том числе процессом творчества. Просматривая недавно запись итальянского мастер-класса Андрея Тарковского, услышала от него очень интересную мысль, очень точное замечание о подмеченном им феномене, который психоаналитики обсуждают, изучают, с которым сталкиваются в своей работе... Известно, что гениальности свойственно интуитивное схватывание того, о чем нам, не всегда гениальным психоаналитикам, приходится узнавать из научных трактатов, из собственного анализа или уже из собственного клинического опыта... Хочу поговорить сегодня о творчестве субъекта.
Для начала нам стоит определиться с понятием субъекта. Почему я предпочитаю использовать именно это слово, а не, например, "человек"?
Дело в том, что "человек" - слишком обширное, слишком расплывчатое понятие. Мы можем заблудиться в смыслах, если будем пытаться определиться в том, кто же это такой - Человек.
С субъектом, на мой взгляд, немного проще. Субъект, - тот, кто не является объектом, то есть тот, кто действует от своего имени.
Вернемся к Тарковскому и к его высказыванию. Он рассуждал о вопросе цитирования, повторения в творчестве. На нашем киноклубе этот вопрос тоже как-то поднимался и, собственно, подтверждение моим рассуждениям на эту тему я нашла в том итальянском выступлении Тарковского. Он сказал, что художники, близкие друг другу по духу, живут в общем культурном поле. И эта близость не может иногда не находить выражения в некоторой общности их высказываний. Впрочем, сам Тарковский, когда понимал, что вот этот кадр или эпизод его фильма так мог снять тот или иной режиссер, то есть когда ловил себя на повторении, старался это переделать или убрать. И лишь один раз, по его собственному признанию, он сознательно отправил "кинематографический привет" Бергману, эдакий реверанс в кадре "Зеркала", где женщина примеряет сережки и смотрится в камеру как в зеркало.
Вообще, как не каждому встречному стремимся мы рассказать шутку, а целенаправленно ищем "уши", которые нас услышат, предполагая под этими ушами находящееся близкое нам Бессознательное, так и повторение у художников происходит бессознательно, потому что обращаются они при этом к своему Другому, схожему с Другим повторяемого. Но! Далее будет очень важная мысль, именно то, что в этой речи Тарковского меня поразило.
Он сказал примерно следующее (цитирую по памяти):
"Есть материал, есть факты, они просто есть. Но возьмите трех режиссеров и дайте им снять свои истории об этом. У каждого из них будет своя уникальная история. Каждый увидит в ней что-то свое, сделает акцент именно на одном, а не на другом, расставит кадры в той последовательности, которая будет свойственна только ему".
Гениальность этого высказывания я вижу в том, что автор в нескольких фразах выразил суть того, что делает субъект со своей жизнью: он сочиняет свою историю (именно таким образом, который описал Тарковский), определяя в ней вещи, которыми он может наслаждаться и вещи, от которых он будет страдать.
С такими историями и работают в своих кабинетах психоаналитики.
Анастасия Гареева
Рекомендую также прочитать:
Призрачная нить любви, или Любовное зелье для господина
Может ли человек быть счастливым, если его счастье зависит от другого?
Подписывайтесь на канал Analyze This, чтобы не пропустить самое интересное!
Если статья Вам понравилась, делитесь ею с друзьями в соцсетях!