Группа ученых из разных стран, в состав которой вошли и российские специалисты из Института образования ВШЭ, провела международное исследование выпускников вузов, специализирующихся в сфере информационных технологий. Мы расскажем о том, по каким параметрам проводилось это исследование и поделимся его результатами.
Суть проблемы
Быстрое распространение информационных технологий привело к росту спроса на специалистов в данной сфере во всем мире. Поэтому в значительной мере расширилось число вузов и факультетов, которые занимаются подготовкой соответствующих специалистов.
Однако, несмотря на стремительный рост числа выпускников в области информационных технологий, о качестве их подготовки известно довольно мало. В частности, это касается приобретенных выпускниками вузов знаний, умений и навыков, связанных с применением информационных технологий. А ведь именно такие данные могут оказать большую помощь работодателям, которые стремятся найти квалифицированных сотрудников.
Параметры исследования
В исследовании, о котором пойдет речь, провели оценку и сравнение выпускников вузов, которые готовят специалистов в сфере информационных технологий. В исследовании приняли участие выпускники бакалавриата высших учебных заведений из Китая, Индии, России и США – стран, которые выпускают примерно половину специалистов по естественным наукам, технологов, инженеров и математиков во всем мире.
В исследовании были задействованы четверокурсники: во всех перечисленных государствах количество лет для получения степени бакалавра по специальностям в информационной сфере составляет 4 года.
Ученые сопоставляли полученные данные как внутри отдельных стран, так и между разными государствами. Использовалось сравнение по таким параметрам, как престиж высшего учебного заведения и гендерный признак выпускника.
Проведение исследования
Сначала исследователи подобрали все программы бакалавриата по специальностям, связанным с информационными технологиями, из Китая, Индии и России, которые имели аналогичные требования к курсу и соответствовали по содержанию друг другу и программам бакалавриата в США. А затем они сделали случайные выборки старшекурсников в каждой стране.
В Китае было отобрано 36 вузов, в Индии – 15, в России – 34, в США – 229. В китайских высших учебных заведениях было отобрано 678 студентов, в индийских – 364, в российских – 551, в американских – 6 847. Часть данных вузов являются престижными. Выпускниками таких образовательных учреждений оказались 119 человек из Китая, 71 – из Индии, 116 – из России, 607 – из США.
Старшекурсники сдавали двухчасовой стандартизированный экзамен по информатике, разработанный Образовательной службой тестирования (Educational Testing Service). Экзамен состоял из 66 вопросов, некоторые из которых включали в себя диаграммы, графики и фрагменты программ. Данный тест не предполагал знание какого-либо конкретного вида программного обеспечения или языка программирования. Фактически использовался псевдокод, понятный студентам независимо от программы или страны.
Для возможности провести сравнение знаний, умений и навыков между разными странами и вузами с точки зрения величины результата исследователи преобразовали экзаменационную оценку каждого студента в z-балл. Измерение показателей производилось в величине SD - стандартное отклонение, которое используется для оценки разброса значений от их средней величины.
Каждому из участников исследования была предоставлена возможность получить индивидуальный отчет о выполнении экзамена.
Результаты
Показатели по странам в целом
В результате исследования обнаружилось, что американские старшекурсники значительно превосходят выпускников из Китая, Индии и России – на 0,76–0,88 единиц (SD).
Средние показатели в Китае, Индии и России, которые оказались гораздо ниже, чем таковые для США, статистически не слишком различаются.
Рисунок 1
Владение языком
Предполагалось, что преимущество навыков студентов из Соединенных Штатов в том, что они имеют большую долю иностранных студентов с высокими баллами. Но это оказалось совсем не так.
В данном исследовании все студенты из США дифференцировались относительно владения английским языком. Согласно результатам, подобный аспект никак не отразился на знаниях, умениях и навыках, связанных с применением информационных технологий.
Американским студентам был задан вопрос относительно языка, на котором они лучше всего общаются. Им было предложено три варианта ответа: английский; другой язык; оба в равной степени. Средние уровни показателей по всем трем группам выпускников имели небольшие различия: 0,157 SD, 0,164 SD и 0,192 SD. А средние оценки навыков для каждой из этих категорий старшекурсников из США оказались выше, чем показатели выпускников в Китае, Индии и России.
Рисунок 2
Гендерные различия
Внутри каждой страны выпускники мужского пола набрали больше баллов, чем представители женского пола. У первых баллы оказались умеренно выше, чем у вторых во всех четырех странах: 0,16–0,41 SD.
Гендерные различия внутри каждой страны оказались хотя и значительными, но, как правило, меньшими, нежели различия в навыках между США и другими странами, а также между выпускниками престижных и остальных высших учебных заведений. Студентки в США набрали больше баллов не только по сравнению с выпускницами из Китая, Индии или России, но и со студентами мужского пола в трех странах.
Рисунок 3
В чем причина?
Ученые, которые проводили данное исследование, полагают, что его результаты тесным образом связаны с качеством обучения в вузах. Сопоставление данных школьной подготовки учащихся разных стран и результатов данного исследования позволило сделать соответствующие выводы.
Так, согласно данным международного исследования TIMSS, уровень навыков в математике и естественных науках у первокурсников в Китае намного выше, чем в России, а в России несколько выше, чем в США, и намного выше, нежели в Индии.
Старшеклассники в России, которые собираются специализироваться в области информационных технологий, имеют показатели по математике и физике выше, чем у их американских сверстников (на 0,335 SD выше по математике и на 0,732 SD выше по физике). Больший разрыв показателей по физике и математике объясняется тем, что в российских школах отводится гораздо больше времени на изучение этих предметов, нежели в американских школах. Средний восьмиклассник в России набирает на 0,20 SD выше по математике и на 0,15 SD выше по естествознанию, чем средний восьмиклассник в США. К сожалению, аналогичные сравнительные данные между Китаем и США или между Индией и США отсутствуют.
Данное исследование показало, что выпускники из Китая, Индии и России находятся примерно на одинаковом уровне, хотя они начинали учиться в вузе, имея разные уровни по математике и естественным наукам.
Исследователи пришли в выводу, что качество программы вуза является самым низким в Китае и самым высоким в Индии, а более высокие компетенции студентов относительно применения информационных технологий в США по сравнению с другими тремя странами могут быть обусловлены более высоким качеством обучения в этой стране.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.