Найти тему
Michael N

СОВКОВЫЙ РАЙ часть 10

КОЛХОЗНАЯ ЖИЗНЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОРОЖАНИНА

Как-то нашему колхозу дали орден Ленина

До чего же это все нам остое…..нило!

Частушка

Как известно, одной из главных задач при построении коммунизма, Советская власть провозгласила «Стирание различий между городом и деревней» Имелись в виду, вероятно, различия материальные и социальные. И все время своего существования власть эти различия стирала. Иногда настолько усердно, что напрочь стирались целые слои населения. И самым страшным, иезуитским изобретением советской системы стали колхозы. Казалось бы, неплохая идея. Трудно крестьянину одному. И пахать, и сеять, и доить, и косить – все делается руками одной семьи. Заболел работник, или, к примеру, пала лошаденка, и земля осталась непаханой. А ведь «в страду день год кормит». Вот мы и объединим мелкие семейные крестьянские хозяйства в одно общее. Будут вместе работать на общее благо. И сможет колхоз использовать механизацию, чего единоличник себе позволить не может. Но вовсе не общее благо было нужно советской власти. Прижать, закрепостить крестьянина, лишить его собственности и возможности богатеть – вот какую задачу ставили большевики. А вот, спустим колхозу план! А пусть он продаст установленное планом количество сельхозпродукции государству по тем ценам, которое само государство и установит. Бред, правда? Покупатель диктует цену продавцу. А то, что останется после плановых поставок, так уж и быть, пусть колхозники поделят между собой. Ну какой же дурак будет в таких условиях спину гнуть? И побежал народ из деревни на стройки пятилеток. А когда власти опомнились, деревни наполовину опустели. Вот тогда и пришел черед советского крепостного права. Колхозник, вроде бы и являлся гражданином страны, но не полноценным. Паспорта у него не было. Не мог он просто так бросить колхоз и уехать – никто беспаспортного на работу не примет, а еще и посадят «за нарушение режима». Даже, чтобы продать в городе на рынке что-нибудь с личного участка, крестьянину нужна была справка из сельсовета, где подтверждалось бы, что он честный труженик, а не спекулянт.

Сталинский режим поступал с крестьянами просто. Плохо работаешь? Саботаж! НКВД, 58-я статья, суд, Колыма. Вот и трудились усердно на полях крепостные ХХ-го века. «Либеральный» Хрущев 58-ю фактически отменил, паспорта колхозникам начал со скрипом выдавать, но заигрался с кукурузой, над чем потешался весь народ. Результат – драматическое падение сельхоз производства. И никакая Целина (еще одна игрушка неугомонного Никиты Сергеевича) не спасла. Вот с таким селом СССР подошел к «эпохе застоя», которую я уже застал лично.

Вообще, советские люди, живущие в городах, если они не являлись горожанами в первом поколении, довольно смутно представляли себе жизнь советской деревни. Те, кто недавно выбрался из «деревенского рая» в город и еще не потеряли связи с малой родиной или старались скрыть свое деревенское прошлое, или вносили сельский колорит в новый, городской уклад жизни. И то и другое выглядело одновременно жалко и забавно с точки зрения рафинированного горожанина-сноба. Про них рассказывали анекдоты и всячески презирали. Каюсь, молодой и глупый я сам не был чужд этому снобизму. А как же горожанин мог реально ознакомиться с реальной жизнью своих сельских сограждан? Не из прессы же и программы «Время», где о селе упоминалось только в контексте вспаханных гектаров и рекордных надоев. Был еще в советском кинематографе такой жанр: «Лирическая комедия из деревенской жизни», про который Жванецкий сказал:

«И вроде колхоз не настоящий, и председатель так не ходит, не говорит, не ест. И влюбленные эти, взятые целиком из жизни голубей, тоже не по-человечески ходят у фонтана, и нечеловечески смотрят вдаль. И тем, кто никогда не был в колхозе, что-то не верится, а те, что живут в нем, жутко ругаются, и матом кроют Голливуд.»

Так, как же познакомиться с сельской жизнью? Тремя путями. Рассмотрим их.

1. Через колхозников, приезжающих периодически в город. А где их можно было встретить? На рынках, где они продавали нехитрые плоды своих трудов с личных хозяйств. А еще, в магазинах, где они пытались купить «двум невесткам по ковру, зятю черную икру, а сестре плевать чего, но шоб красиво» И везде деревенские жители выглядели довольно жалко и вид их резко отличался от горожан. Бедно и старомодно одетые, увешанные мешками, с лицами загорелыми и обветренными дочерна. Бабы в платках и плюшевых кофтах, мужики в «спинжаках» и стоптанных кирзачах. Зашуганные, растерянные, трижды облапошенные и обворованные, несмотря на повышенную бдительность. Какое уж там знакомство? Это были люди с других планет. И с не самых лучших планет в нашей вселенной.

2. Отдых летом у деревенских родственников или не у родственников, а просто в деревне. Радужные детские воспоминания. Утреннее «кукареку», бабушка уже подоила корову и на столе, покрытом клеенкой, ждет дорогого внучка кружка молока и тарелка с оладьями. А за забором уже взывает дружок на велике: «Мишка-а-а-а! Выходи скорей!» Купание в мелкой речке, ловля карасей на бамбуковую удочку… Идиллия! Однако же, даже в радужном возрасте ты начинал понимать, что в доме у бабки нет не только крана с горячей водой, но и вообще никакого крана нет. Воду надо носить из колодца в ведрах. А в туалет надо идти в будку с дырой. А электричество вырубят в 23.00. Бабушке уже под семьдесят, а встает она в 5 утра, чтобы подоить корову и выгнать ее на выпас. Потом семижильная бабка весь день копается в огороде, кормит кур, стирает, а вечером встречает и снова доит корову. Став постарше, узнаешь, что бабка с 14 лет гнула спину в колхозе, а пенсия у нее 25 рублей, что машина дров стоит два червонца. Хорошо, если колхоз дровишек подбросит, дык это надо председателя упрашивать. А дрова еще поколоть надо. Если дядька из города не приедет, не накосит сена и не наколет дров, то как быть – неизвестно. Что спина болит и болит, а «фершал» в медпункте годен только самогонку жрать, и если так пойдет дальше, корову придется продать. А председатель нынешний, не такой злобный, как предыдущий, но зато вор и пьяница. А автолавка уже вторую неделю не приезжает, приходится ходить в магазин за 5 км. И т. д., и. т. п. Вот она, реальная, а не кинематографическая сельская жизнь!

3. Сельхозработы. Пресловутая «картошка». Кто из студентов 70-х не выезжал в колхоз или совхоз для «шефской помощи в уборке урожая». Помощь заключалась в практически бесплатном труде студентов на полях. И выполняли студенты работы, которые расценивались настолько дешево, что даже неизбалованные колхозники всячески от таких работ отлынивали. Главным образом, это была ручная подборка картофеля после прохождения «копалки» или ручная сортировка картофеля на комбайнах. К концу 70-х уже не только студенты, но и сотрудники всяких НИИ, КБ и даже рабочие предприятий привлекались к таким работам постоянно. Помимо работы на полях, горожане неизбежно общались с местным населением и наблюдали местную жизнь. А жизнь эта была довольно беспросветна. Местное население норовило, даже проживая в деревне, работать в городе, хотя добираться – 2,5 часа в один конец. Оставшиеся «употребляли» строго каждый день и помногу. Тракторист, потерявший тракторную тележку с картошкой (отцепилась и уехала в лесополосу) или мертвецки пьяный, выпавший на ходу из кабины трактора – абсолютно нормальные явления. Кроме веселых трактористов и какого-то начальника на поле появлялись только две-три тетки в ватниках и резиновых сапогах. Это по личным моим наблюдениям. Где было остальное население и было ли оно вообще, осталось для меня загадкой.

Вот, такую «райскую» жизнь. обеспечивала Софья Власьевна своим деревенским подданным. По общему мнению, жизнь эта была тяжелее городской, и намного. А разницу так за 70 лет стереть и не удалось.

Говорят, общая картина сельской жизни была получше в плодородных регионах – на Украине, на Ставрополье, Кавказе и в Краснодаре. Украину я видел. Да, достатка там было больше, чем в средней России, а пьянства гораздо меньше. Но труд крестьянина был таким же тяжелым и неблагодарным. Остальные регионы - не знаю. Не бывал там, и врать не буду.

Продолжение следует. Часть 11

Начало. Часть 1