Найти тему
cozy eisbrecher

Финский ледокол “Sisu”

“Sisu” - первый финский дизель-электрический ледокол. Построен он был в 1939 г. на верфи Wärtsilä. В середине 30-х гг. правительство Финляндии стало активно вкладывать деньги в формирование государственного ледокольного флота. В связи с этим было решено спроектировать и построить ледокол по инновационной на тот момент дизель-электрической схеме, подобно шведскому “Ymer” 1933 г. постройки. “Sisu” является средним по размерам ледоколом: его длина составляла чуть больше 65 м, энергию для вращения винтов вырабатывали три дизельных генератора мощностью по 1600 л.с. каждый. В комитет по проектированию ледокола вошли как капитаны паровых ледоколов, так и военно-морские капитаны. В связи с этим было принято решение строить судно двойного назначения - зимой это был ледокол, обеспечивающий судоходство торгового флота в Балтийском море, а летом он работал как плавучая база для обслуживания подводных лодок военно-морских сил Финляндии. Название новому ледоколу выбирали финские школьники. Сразу после того, как судно было достроено, началась Советско-финская война, и ледокол спешно передали военно-морскому флоту. После “Sisu” совсем недолго успел поработать как ледокол, но в связи с начавшейся Второй мировой войной снова вернулся в ряды военных кораблей. На ледокол установили вооружение, основной его задачей были зимние проводки судов до крепости Пиллау (ныне город Балтийск в Калининградской области). После войны Финляндии пришлось передать свой ледокольный флот Советскому союзу, но “Sisu” избежал этой участи, так как Советский союз забрал только испытанные паровые ледоколы.

-2

“Sisu” за ненадобностью утратил свою вторую функцию и стал, наконец, полноценным ледоколом с исключительно гражданскими задачами. В 1959 г. на судне возник пожар, но его удалось быстро потушить, а последствия оперативно устранили на судоремонтном заводе. В 1974 г. ледокол передали военно-морскому флоту и сменили название - “Louhi”, а имя “Sisu” перешло новому, но также дизель-электрическому ледоколу. “Louhi” в основном использовался как плавучий док для торпедных катеров, но в суровые зимы возвращался к ледокольной службе. В 1986 г. судно было выведено из эксплуатации: несмотря на хорошее состояние корпуса двигатели были сильно изношены, и их обслуживание становилось всё более трудоёмким. Правительство Финляндии пыталось продать ледокол, но покупателя не нашлось, и первый финский дизель-электроход распилили на металлолом.

-3