Найти тему
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Какой была вуаль невесты в Древнем Риме, для чего она была необходима и как повлияла на современные традиции



История свадебной вуали.
В Древнем Риме свадьба совсем необязательно была событием романтическим, как это происходит сегодня. Скорее, это было «наведение» мостов между двумя семьями для поддержания экономического и социального статуса, но значимости события это не приуменьшало. Уже в то время появился прообраз современного свадебного платья – специальный наряд, в котором девушка появлялась только один раз в жизни, в день свадьбы.
История свадебной вуали. В Древнем Риме свадьба совсем необязательно была событием романтическим, как это происходит сегодня. Скорее, это было «наведение» мостов между двумя семьями для поддержания экономического и социального статуса, но значимости события это не приуменьшало. Уже в то время появился прообраз современного свадебного платья – специальный наряд, в котором девушка появлялась только один раз в жизни, в день свадьбы.

Одной из самых интригующих деталей одежды невесты в Древнем Риме была ее вуаль, которая являлась необходимой частью ее свадебного наряда. Этой вуалью, которую называли flammeum, покрывали голову невесты, но не ее лицо, как это принято в современных традициях, и, что примечательно, вуаль была достаточно большой, чтобы в нее можно было полностью завернуться, как в шаль. Какого цвета была flammeum, историки сегодня не знают, но они единодушны в том, какой цели служил этот предмет одежды.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<

Римская статуя «Весталка в вуали».
Римская статуя «Весталка в вуали».

Поскольку название близко к латинскому «фламме», что означает пламя, некоторые воспринимают это как намек на то, что вуаль древнеримской невесты могла быть красной. Но не все поддерживают эту теорию. Согласно другой теории, вуаль была желтого цвета. Римский автор Плиний Старший (23-79 г.г. н.э.) сравнивает огонь с цветом яичного желтка. Он также пишет: «Желтый цвет был самым ранним цветом, который высоко ценили, и который являлся исключительной привилегией женщин в их свадебных вуалях». Другой римский источник указывает, что вуали окрашивали лютеумным или лютеолиновым желтым красителем, который все еще используется сегодня в красках.

Коптская христианка в вуале, 1918 год.
Коптская христианка в вуале, 1918 год.

Каким бы ни был цвет, существует консенсус в отношении того, что вуаль должна была сделаnm невесту «подобной пламени свечи». Предполагалось, что это делали для отпугивания злых духов, которые могли бы помешать свадьбе. Хотя, на самом деле, сегодня уже невозможно быть полностью уверенным в его символизме (как-никак, прошли уже тысячи лет), но эту традицию с архаичными корнями принято считать «средством маскировки древнеримских невест от злых духов». Что любопытно, по словам некоторых древних источников, она была похожа на древнегреческую традицию.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<

Изображение королевы Франции Изабеллы Баварской в вуали.
Изображение королевы Франции Изабеллы Баварской в вуали.

К томе времени восходят и другие традиции, которых люди придерживаются сегодня. Например, подружки невесты, одетые в одинаковые платья в день свадьбы, - это практика, которая также восходит к временам Рима. Подружек невесты, как утверждается, 2 тысячи лет назад просили надеть платье, похожее на то, что было на невесте. Считалось, что в этом случае обеих ждёт удача.

Актриса Розамонд Пинчот в расшитой антикварными кружевами вуали.
Актриса Розамонд Пинчот в расшитой антикварными кружевами вуали.

Считалось, что одинаковые платья введут в заблуждение злых духов, которые, как считалось приходят на свадебную церемонию с целью навредить людям, вступающим в брак. Задумка заключалась в том, чтобы духи не узнали, кто же на самом деле является невестой в толпе женщин, одетых в одинаковые платья.

Многие историки считают, что у вуали были не только эстетические функции. Не исключено, что невесту закутывали в огромную вуаль, чтобы она не сбежала в день свадьбы (ведь браки по любви в то время случались нечасто). Другие элементы свадебных одеяний невесты (такие как набор украшений) скорее всего также должны были служить защитой от любого зла, способного навредить ей.

Греческая бронзовая статуэтка танцовщицы в вуали, III век до н.эры.
Греческая бронзовая статуэтка танцовщицы в вуали, III век до н.эры.

Под огромной вуалью невеста носила простое белое платье или tunica recta, которое было соткано традиционным способом. Обычно его ткали из шерсти, поскольку люди полагали, что это была «счастливая» ткань, которая защитит от сглаза. Пояс невесты из шерсти завязывали в сложный «геркулесов узел», который мог развязать только ее муж.

Принц Чарльз и Диана.
Принц Чарльз и Диана.

Многие из этих мер предосторожности считали необходимыми, поскольку люди полагали, что невеста «выходит в жестокий мир беззащитной». Уход из дома, где она родилась, означал отказ от защиты, предоставленной ей божествами, почитаемыми ее семьей. До того, как свадебная церемония завершалась, и она вступала в дом жениха, невеста находилась в «подвешенном состоянии», лишенная богов, которые могли бы обеспечить ей защиту во внешнем мире.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<

На самом деле, подобных традиций, которые дошли до нынешних дней из римской эпохи, существует немало. К примеру, свадебные торты и то, как гости на свадьбе разламывали буханку хлеба над головой невесты... Но это уже делали не для защиты от злых духов; это был обычай, который ассоциировался с плодородием невесты.


Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/290518/39126/