Для обычного современного человека люди будущего и инопланетяне - это сущности одной категории: никто не знает, какими технологиями они обладают, какой у них будет образ мышления, социальное устройство и так далее. Я мог бы сделать из этого вывод что мечты об инопланетянах и мечты о путешествии во времени - это одно и то же. Это как если бы человек из "сегодня" встретился с человеком из "завтра". К сожалению, законы Вселенной против таких контактов.
Но в фантастике эти встречи иногда происходят.
Фантастику можно поделить на несколько категорий:
1) Визионерская фантастика. Очень редкий жанр, потому что произведения в нём можно пересчитаь по пальцам одной руки. Этот жанр является попыткой фантаста не просто увидеть будущее, а увидеть то будущее, которое бы не противоречило современному научному представлению о Вселенной. Именно из визионерской фантастики взялись многие вещи, присутствие которых в фантастике мы считаем привычными. А ещё некоторые вещи стали для нас привычными в реальном мире. Например компьютеры (а также интернет и хэштеги) жидкокристаллические телевизоры, мобильные телефоны, космические станции и ядерные реакторы. На взгляд визионера конца XIX - начала XX века это было вполне логичное развитие научно-технического прогресса. Естественно вам это может показаться удивительным, потому что в те времена никаких оснований для появления всего этого ещё не было - кроме научных теорий, которые делали это возможным. Одним из основателей жанра является Герберт Уэллс, а наибольший вклад внес Олаф Стэплдон.
2) Научная фантастика. Попытка выйти за рамки современной науки - и сосредоточиться на технике - начала как победный марш Человечества, но превратилась в повторение одних и тех же расхожих клише (из визионерской фантастики, например образ инопланетян, оружия и некоторых технологий вроде левитации). В основном научная фантастика состоит из приключений и мысленных экспериментов автора, исследующих вопросы непротиворечивости открытий, а также вопроса "и как бы нам всё это применить к реальности". Авторов тут много, но все они принадлежат к началу-середине XX века, например Беляев, Хайнлайн, Лем, Азимов и так далее.
3) Социальная фантастика. Ещё меньше науки, больше техники, и больше размышлений о том, как будут жить люди, когда (а в некоторых случаях "если не дай бог") что-то революционное будет изобретено. Выродилась в совершенно оторванные от жизни концепции, потому как развитие науки доказало невозможность существования в природе большей части того, что навыдумывали фантасты, и как следствие невозможности социального устройства, основанного на допущении что эти технологии есть. Авторов тут тоже много, но все они ещё живы, а потому перечислять их я не буду.
4) фэнтези. Науки - нет, за редким исключением ("научное фэнтези", где законы мира внутренне-непротиворечивы, если автор этим вопросом серьёзно озаботился, и как следствие есть огромное поле для исследования этих законов и их приложения к выдуманному миру, в качестве примера - "Имя Ветра" Патрика Ротфусса). Представляет собой сказку для взрослых, ценно низким порогом вхождения, развитием у читателя воображения и иногда - художественного вкуса, а также ролью анестетика, позволяющего пережить тяжелые моменты в жизни (ею же и вредно - подсевший на обезбаливатели и лишенный возможности что-то изменить человек - беспомощен и уязвим).
В нашем случае вопросом встречи человека нашего времени, и человека будущего занимается научная фантастика, исследующая принцип причинности, а также связанные с его нарушением парадоксы.
Фантастика визионерская заходит с другого края - она исследует, в числе прочего, и то, как мы выглядим на взгляд из будущего.
И выглядим мы, честно скажу, плохо. Но вначале лирическое отступление.
Давайте на минутку предсатвим себе, что родители поехали отдыхать, а ребёнка забыли дома (этот сюжет, в частности лёг в основу х/ф "Один дома"). Что он будет делать? Зависит от того, как ребёнок воспитан. Предположим, что родители забили на воспитание большой и толстый. Что будет? Ну во-первых, он будет развлекаться - смотреть кино, играть в компьютерные игры, забьёт на учебу, будет (если будет) убираться только когда дом будет полностью загажен, съест в холодильнике всё, что не надо готовить (прежде всего колбасу), всё что нужно готовить, но обладает коротким сроком годности - неизбежно протухнет и заплеснеет. Дальше наступит кризис: дитя поймет, что его не просто забыли, а забыли надолго. Необходимость как-то выживать приведет к гугленью рецептов "что можно приготовить из того, что ещё не протухло" и первым экспериментам с готовкой, в ходе которых обнаружится, что надо помыть посуду, и что нельзя шпилиться в доту, пока на плите выкипает кастрюля. Также возникнет финансовый вопрос, так как деньги потрачены на вкусняшки, игрушки и донат. После истерики "я не просил чтобы меня рожали", которую некому слушать и депрессии с саможалением и самокопанием, дитя придет к выводу, что ещё не всё потеряно, и нужно срочно что-то делать, иначе придут злые дяди и отберут комп в уплату счетов. Дитятя срочно вспоминает свои навыки и умения, и поскольку единственным, что он умеет хорошо - это играть в игры, читерить и клянчить - то он набредает на идею стримить летсплеи, общаться с аудиторией и - попутно - работать обезьяной-тестировщиком альфа-версий игр. Мы сейчас не будем обсуждать вопрос, насколько это реально, нам больше интересно другое: в процессе этого у дитяти поменяется мышление. То, что он считал игрой, развлечением - стало работой, беззаботной жизни настал конец - теперь всю работу по дому приходится делать самому, а мозг вынужден неприрывно работать над вопросом "как улучшить качество канала". И каждый день он надеется, что вернутся родители, и разрулят все вопросы - а он вернётся к беззаботному детскому времяпровождению.
Теперь, после этого лирического отступления, проведите параллели с тем, как человечество задается вопросами "кто создал нас и зачем?", "есть ли инопланетяне?" и так далее. Посмотрите как блестят в магазине разноцветные чехольчики для мобильников. Как тридцатилетний мужик радуется вертолёту на радиоуправлении. Как мы все озабочены тестом на IQ (для тех кто не в курсе, IQ есть коэффициент, являющий собой отношение так называемого умственного возраста к паспортному). Как многие не в состоянии решить бытовые проблемы. Как многие верят чужому авторитету, а не логичности и убедительности. Как засрана наша планета. Как люди клянчат у бога на машину-квартиру-дачу. Какое количество лайков собирают видео с котиками.
Вывод, я думаю, очевиден. На взгляд человека из будущего современные люди - дети. Буйные, невоспитанные, необразованные и ленивые дети. Дети, которые надеются на то, что все их проблемы решат взрослые, более развитые чем они сами - вместо того, чтобы развиваться самим. Дети, которые закатывают истерики, дерутся друг с другом из-за полнейшей фигни. Дети, которые скоро доедят последний нефтяной тортик и окажутся в ситуации, когда есть уже нечего.
Дети, которым сказали, что во-первых они уже совершеннолетние, а во-вторых их родители разбились в авиакатастрофе, и которые не могут в это поверить, потому что тогда весь их уютный мир рухнет.
Мир настоящего - это кризис взросления планетарных масштабов. Эра рушащегося детства. Заря Человечества.