В знаменитом сквере в Екатеринбурге убрали забор. Наверное, это первое зримое последствие скандальной истории, внимание к которой в последние недели было приковано не только у россиян, но и у аудитории зарубежья. Правда, истории всего лишь одной из многих, хотя и самой наглядной за последнее время - истории того, как демонстративно все у нас переворачивается с ног на голову.
Начав подвергать арестам задержанных защитников сквера с 15 мая, Верх-Исетский райсуд Екатеринбурга признал виновными таким образом несколько десятков человек. Но массовое противостояние жителей города захвату привлекательной зеленой зоны под строительство очередного культово-коммерческого объекта, судя по всему, лишь начало.
Или, если можно так выразиться, «первая глава» екатеринбургской истории вокруг общего для горожан пространства. Одновременно, защиту гражданами сквера, а заодно и собственного достоинства, можно считать лишь внешним признаком или следствием глубинного процесса, который способен обернуться как лавиной, так и привычным пшиком.
Вполне вероятно, что «титульная церковь», которая, разумеется, не против еще одного воздвигнутого в качестве символа ее величия железобетонного гиганта, в этой истории вовсе не автор или дирижер. В общей политике и технологиях происходящего, в которые она столь самозабвенно погружалась в последние десятилетия, ее роль перестала быть не только ключевой, но и самостоятельной. Поэтому и в екатеринбургской «скверной» истории все действия представителей этой церкви походят на участь театрального статиста, который передвигается на указанные ему позиции, надувает щеки или печально покачивает бутафорскими хоругвями.
Маловероятно, что решение об атаке на сквер принималось и известным всем местным олигархом. Вот обратиться с такого рода предложением куда-то выше и, лишь получив «добро», начать раскручивать кампанию с масштабным храмостроем в обрамлении многоэтажек с вип-жильем, фитнес-центром, бутиками и подземными автостоянкам, - он мог. Тем более, что храм, при таком раскладе, выглядит не столько самоцелью инвестора, избравшего столь экзотичный способ очистить душу от грехов, сколько модной в наши дни декорацией.
Все это, конечно, лишь предположения. Тем более, что теперь-то причина состоявшегося скандала никакой роли уже не играет. Системные репрессии в отношении защитников сквера, угрозы, пострадавшие, так же, как и направленные к скверу подразделения Росгвардии, и привоз «титушек» – это свершившийся факт. Но фактом стало и то, что в силу непонятных силовому администрированию причин, на горожан отчего-то не подействовал такой апробированный фактор, как... страх.
Нельзя не заметить, что наш привычный врожденный страх ("… А что скажут? Как на это посмотрит начальство или еще того выше? А не накажут ли?), целый век игравший роль хлыста, по таинственной причине куда-то уходит. И это – загадка.
Ни откровенно бессовестное разворовывание страны, ни дикие скачки цен, ни законодательно введенные поборы с лишением людей «пятилетки дожития» ослабления этой фобии не вызвали. А тут из-за какого-то сквера, можно сказать на пустом месте, вдруг становится очевидно, что страха нет. Ну, а фигурирование в этой истории еще и храма, вообще превращает ее в какое-то «аномальное явление».
Как, казалось бы, можно объяснить, что идея с возведением «источника духовности» могла оказаться столь жестко принятой в штыки? Впрочем, сама эта идея как не вызывала ни у кого никакого противления, так и не вызывает. Люди решительно выступили не «против храма», а «за жизнь сквера», что должно бы сразу разрешить возможное недоразумение, и никакого конфликта бы не произошло. Тем не менее он вспыхнул, и в том, что погаснет теперь нескоро, можно узреть даже нечто мистическое.
Дело в том, что в екатеринбургской ситуации Храм (именно так, с прописной) был принесен в жертву во имя надругательства над Духовностью. Строительство культового объекта выглядело здесь примерно так же, что и с размаху хряпнуть массивной святыней по чему-нибудь хрупкому и живому. Вначале опешившие, а затем возмущенные люди могли этого и не осознавать. Но не почувствовать, не уловить душой изощренного святотатства не могли, и реакция на него оказалась совершенно адекватной.
Оскорбления можно стерпеть. Можно терпеливо сносить лишения и стискивать зубы на временную несправедливость. Стерпеть можно даже незаслуженное унижение или насилие, и это лишь способствует усилению страха. Но испытывает ли страх мать, спасая своего ребенка? Страх исчезает, когда речь заходит о необходимости защищать то, что является для людей главной ценностью, то, что свято. Правда, исчезает он и при осознании безвыходности, когда уже нечего терять…
Не исключено, что сквер, который никак не мог ощущаться «высшей ценностью», оказался под надежной защитой людей все же не случайно. Так же не случайно, как в роли недопустимой стройки «на костях» этого сквера выступил и клерикальный объект. Как ни парадоксально это выглядит, но люди защищали свой «Храм», который не имея никакого отношения к ЖБК, с большей или меньшей ясностью ощущается каждой живой душой. Защищали от очередного «идолища», изваяния которого в избытке насаждаются по всей России в формах коммерческих центров, вип-резиденций, «дач» и имений олигархов.
То, что для подобных изваяний избираются не только городские скверы, но и заповедные зоны, стало закономерностью.
Геленджик, где спецзоны отрезали местных жителей от моря, Соловецкий архипелаг или фактически отчужденный от государства о.Валаам – лишь самые крупные и известные из новообразованных капищ. Но тотальный характер столь своеобразного насаждения «нового культа» под камуфляжем «общекультурного», а то и «духовного возрождения» говорит о его системности, все более удручающей россиян.
На таком фоне жесткий гражданский протест против употребления сквера в Екатеринбурге под комплексное строительство культово-коммерческого объекта, само собой, лишь «мелкий камушек». Но вызовет ли он лавину либо просто улетит в пропасть, говорить пока рано.
Или уже поздно…
Михаил Ситников, специально для "А если честно!"
Ставьте лайки и подписывайте на наш канал, чтобы не пропускать наши материалы.
Ждем ваших комментарием! Помогите нам стать лучше!
Материалы по теме:
Екатеринбург: Здесь будет сквер или храм? (видео)