Уровень жизни I Юлия ВЛАСЮК © ДД
Порадовала статистика. В прошлом году, оказывается, благосостояние приднестровцев улучшилось. Их доходы настолько выросли, что они начали больше покупать. Причём не только продовольствие, но и другие товары. А ещё смогли сделать сбережения. В общем, говорят, что нам счастье привалило.
Теперь же давайте это счастье разложим по полочкам. Итак, судя по данным ПРБ, размер совокупного дохода приднестровцев составил 14 миллиардов рублей. То есть повысился на 12,3 процента. При этом специалисты отмечают, что эта цифра почти догнала показатели докризисного 2014 года.
Вроде бы радостная новость, если не учитывать разницу в курсах валют тогда и сейчас. А она значительная. К тому же после вычета всех налогов и других обязательных платежей в распоряжении приднестровцев денег осталось намного меньше – 13 миллиардов рублей.
Впрочем, что нам эти миллиарды на всех. Гораздо интереснее, что в кармане у каждого отдельного человека. А там, по уверениям специалистов ПРБ, ощутимо прибыло. Поскольку среднемесячная зарплата приднестровцев увеличилась на 7,8 процента и составила 4.211 рублей.
Вот только почти половина приднестровцев получает зарплату в размере меньше трёх тысяч рублей, то есть ниже среднего. И в 2018 году количество таких «отстающих» увеличилось на 1,3 процента. Получается, что в карманах прибыло, но не у всех. В частности, самые высокие зарплаты у жителей Днестровска и Тирасполя, самые низкие – в Слободзее, Каменке и Григориополе.
А вот ещё один нюанс, который совсем не радует. В 2018 году вдвое выросли доходы граждан от продажи валюты. Эта выгода почти сравнялась с размером средств, которые приднестровцы получили за оплату труда. А если ещё и учесть, что в республике резко сократилось количество безработных, то становится понятно – благосостояние приднестровцев улучшается благодаря тому, что они уезжают за границу на заработки. А вовсе не потому, что власти нашли принципиально новый способ борьбы с бедностью населения.
Но вдумчивый читатель может весь этот пессимизм автора разбить одним аргументом. Мол, потребительский спрос же вырос – аж на 12,3 процента! Значит народ стал богаче, раз покупает больше товаров. И совсем неважно, за счёт чего у него там выросли доходы. Вот только радуясь повышению потребительских расходов, необходимо учитывать ещё и инфляцию. А она в прошлом году выросла на 7 процентов. Это в среднем. Продовольствие же, на которое приднестровцы тратят половину своих денег, предназначенных на покупку товаров и услуг, вообще подорожало за год на 13 процентов. И ещё на 13 процентов выросли расходы населения на обязательные платежи и взносы. Причём этот рост не объяснишь желанием и возможностью народа платить больше налогов.
А теперь на фоне этих цифр попробуйте ещё раз оценить радостную новость о повышении доходов на 12,3 процента. Выходит, потребительский спрос вырос не потому, что люди стали богаче и покупают больше товаров высокого качества, а потому что цены и обязательные платежи выросли. Об этом же свидетельствует и изменение размера прожиточного минимума. Ведь он тоже повысился вовсе не из-за того, что власти в потребительскую корзину внесли красную икру или дополнительную палку колбасы.
В общем, статистика – дело лукавое. Интерпретировать её показатели можно по-разному. Особенно с учётом того, что построена она на принципах усреднения. А они позволяют делать радужные выводы о высоком благосостоянии населения, невзирая на то, что одна его частица живёт в роскоши, а остальные части прозябают за чертой бедности. Причём бедных почему-то больше. И среди них оказываются те, кто непосредственно участвует в процессе создания экономического фундамента республики. И никакая статистика не поможет убедить этих людей, что дуля с маком в их кошельках на самом деле сладкий финик.
«ДД» №21