В одном из произведений Марка Твена упоминается занимательный персонаж – величайший военный гений в мире, каменщик Эбселом Джонс. Правда в армию его не брали даже рядовым – у Джонса не хватало больших пальцев на обеих руках и двух передних зубов. Но представься ему подходящий случай, он продемонстрировал бы миру такие полководческие таланты, что всё бывшее до него показалось бы детской забавой.
Конечно, в этом можно усмотреть едкую сатиру на вечный спор между дилетантами и профессионалами, однако история знает немало случаев, когда самые смелые грёзы мечтателей превращались в пугающую реальность.
В середине 18 века в богом забытой деревушке Элдин под Эдинбургом проживал успешный торговец платьем Джон Клерк. Несмотря на то, что он происходил из достаточно обеспеченной шотландской фамилии, наследства ему ожидать не приходилось, он был седьмым ребенком в семье. Поначалу, в качестве заработка Джон избрал медицинскую стезю, поступив на учебу в Эдинбургский университет, но вскоре забросил это безнадежное дело и подался в торговлю.
В те времена торговля без общения с моряками, капитанами, шкиперами и собственниками судов была невозможна, а потому Джон стал разбираться в морской терминологии, корабельном имуществе, нахватался различных познаний о морском деле, особенностях перевозки грузов и морской службе. Правда, сам в море не выходил. В молодости ему довелось совершить небольшой вояж на шлюпе, в ходе которого его всю дорогу укачивало и рвало. С тех времен Клерк зарекся путешествовать по воде, но как истинный просвещённый сын своей эпохи чрезвычайно любил разговоры о море, кораблях, морской практике и военно-морской стратегии.
В один прекрасный день, в деревушке Элдин, где проживал наш герой, бросил якорь отставной моряк, служивший под знамёнами адмирала Бинга. В тихой пасторальной глуши два одиночества быстро нашли друг друга и стали частенько коротать вечера за рюмочкой согревающего шотландского скотча. Бывших моряков не бывает, поэтому все застольные разговоры в итоге сводились к критике Адмиралтейства, обсуждению былых морских походов и сражений.
- Куда смотрят в Адмиралтейском комитете?! Я тебе говорю Джон, эти «лягушатники», «продавцы тюльпанов» и «доны Педро» скоро сядут на голову благородному английскому джентльмену! - убеждал своего собеседника бравый моряк, откупоривая очередную бутылку.
- Мало того, что в бою они трусливо ведут огонь по реям и мачтам, лишая маневра наши корабли, они подтянули выучку команд, обучили артиллеристов! Если раньше на один испанский выстрел мы отвечали пятью, на французский тремя, а на голландский двумя и этим решали дело, то теперь их корабли и экипажи не уступают нашим! Поверь мне, бывалому моряку, дела приобретают скверный оборот! Скоро я не поставлю на наш флот и фунта нюхательного табаку! Нужно что-то менять!
Беседы заставили Клерка крепко задуматься и побудили желание разобраться в сложной проблеме. Торговые дела шли неплохо, поэтому он, обложившись картами, моделями кораблей, воспоминаниями офицеров, трудами по военно-морской теории и практике, приступил к поиску решения.
Изыскания продолжались более 10 лет и могли бы длиться дольше, если бы не поражение английского флота в Чесапикском сражении 1781 года. Клерку стало понятно, что пора завязывать с изучением тактики, а результаты многолетнего труда необходимо облечь в стройную теорию и опубликовать.
В 1782 году Джон Клерк разродился небольшой книжицей с названием «An inquiry into naval tactics» («К вопросу о морской тактике»). В своей брошюре Клерк предложил новую тактику ведения морских сражений и высказывал вещи, еретические с точки зрения действующих английских инструкций по навигации.
Он утверждал, что подветренное положение выгоднее, чем наветренное, так как эскадра, находящаяся «под ветром», может использовать орудия нижней палубы и, делая повороты, имеет возможность измотать противника и нанести ему серьезный урон. Для наветренного положения Клерк считал, что лучшей атакой будет прорезание вражеской линии.
К слову сказать, каких-либо серьезных трудов по военно-морской тематике в Англии не выходило уже давно, поэтому работа поначалу привлекла внимание сообщества моряков. Однако, узнав, что её написала какая-то сухопутная крыса, причём ещё и не нюхавшая пороху, «профессионалы» обрушили на автора шквал отборной морской брани. Автора упрекали в невежестве:
- На флоте таким не доверяют командовать даже самой захудалой фелюгой!
Но Джон Клерк не сдавался и продолжал агитировать за свой оригинальный метод. В спорах он утверждал, что встав «на ветер» английские суда смогут стремительно сблизиться с противником и разрезать его боевую линию.
- А что делать, если ветер внезапно стихнет? – задавали вопрос скептики.
Клерк настаивал, что быстрота и скорость дадут фактор неожиданности, который частично обезопасит наступающих.
- Противник тоже не дурак и сообразив, что происходит, подвергнет приближающиеся корабли жесточайшему обстрелу! – возражали моряки.
Джон соглашался, - Атакующим конечно достанется, но в основном первым двум кораблям, остальные безболезненно проскочат линию обстрела.
- Ну да, расскажи! – ржали артиллеристы, - Достанется всем! А первым двум особенно!!!
Кроме того, говорили критики: - Сражение из красивого, понятного и управляемого превратится в свалку!
- Именно так! - развивал мысль Джон Клерк, - В этом и есть наше преимущество! А опытные и энергичные капитаны сами разберутся в картине боя!
Однажды брошюра Клерка попала в руки к капитану Дугласу, только что назначенному флаг-капитаном к адмиралу Джорджу Роднею. Дуглас уже имел опыт столкновений с французами, которые в силу слепого следования флотским инструкциям не увенчались успехом. Идеи Клерка для Дугласа стали открытием.
Тактика Клерка впервые осознанно была применена в сражении у островов Всех Святых в 1782 году. В ходе боя, шедшего на контр-курсах, внезапно изменился ветер с восточного на юго-восточный. Часть французских кораблей встретила лобовой ветер и, чтобы продолжить движение, была вынуждена отвернуть, разорвав боевую линию.
Заметив это, Дуглас бросился к адмиралу Роднею и стал его убеждать провести маневр, прорезав неприятельскую линию, как рекомендовал в брошюре Джон Клерк.
- Что вы мне предлагаете!- отнекивался Родней. В случае неудачи, за такое, даже адмирала отправят чистить гальюны по всему Королевскому флоту!
— Зато в случае победы, ваше имя останется в веках! — не унимался Дуглас. Немного подумав, Родней всё же решился применить на практике теоретическую наработку.
После победы имена участников сражения были у всех на устах. К чести Роднея, он сразу заявил, что истинным вдохновителем виктории был его флаг-капитан. Что касается Дугласа, то он, в свою очередь, скромно отметил, что лишь следовал рекомендациям Джона Клерка.
- Кто такой Джон Клерк? – удивились британские моряки и принялись листать брошюру простого торговца из Элдина.
После победы у островов Всех Святых, тактика Клерка надолго утвердилась в английском флоте и привела его эскадры к самым громким победам. И хотя во многом они были обусловлены общей деградацией морского дела во Франции, Голландии и Испании, часть заслуг все же стоит отнести на счет простого торговца платьем из Элдина.
В английском флоте самым известным последователем идей Клерка был адмирал Горацио Нельсон. Русские моряки также не оставались в стороне от новинок военно-морского искусства. В русском флоте маневренную тактику Джона Клерка впервые применили адмиралы Григорий Спиридов и Федор Ушаков в 70 – 90 годах XIX века.
В продолжение темы, хочу предложить Вам ещё статьи о парусном флоте:
ОХОТА ЗА "СЕРЕБРЯНЫМ ГАЛЕОНОМ"
ПОТЕРЯТЬ "КОРОНУ", "МЕЧ" и "ДЕРЖАВУ"
ГАЛЕОНЫ ПОД БЕЛЫМ ОРЛОМ. ГРОМКАЯ ПОБЕДА ПРИ ОЛИВЕ
"КОРОТЫШКА" ЛЮКА. САМЫЙ БОЕВОЙ КАПИТАН ФРАНЦУЗСКОГО ФЛОТА
ГИБЕЛЬ ГЕРОЯ. КАПИТАН АРИСТИД ДЮПТИ-ТУАР
ЗА ЧТО РАССТРЕЛЯЛИ АДМИРАЛА БИНГА?
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.