Найти тему

Что объединяет Гоголя, Кэрролла и Л.Толстого?

Достигнув определенного уровня признания и влияния, некоторые писатели, осознавая силу своего слова, считали своим долгом не тратить талант, как им казалось, на пустяки, а служить обществу, благотворно влияя на душу читателя, смягчая нравы.

Однако, как подметил В. Набоков,

«Писатель погиб, когда его начинают занимать такие вопросы, как «что такое искусство?» и «в чем долг писателя?»».

Ниже приведены 3 ярких примера, подтверждающих данное суждение.

1) Н.В. Гоголь и его «Мертвые души». Николай Васильевич поставил перед собой непосильную задачу указать в своей поэме путь ко спасению при этом как для отдельного человека, так и для всего народа.

Идея сделать «Мертвые души» проповедью окончательно оформилась в сознании Гоголя к концу работы над первым томом. Таким образом, он уже успел создать талантливый нешаблонный мир, который хотел вместить в строгие назидательные рамки неотвратимого наказания, ведущего к исправлению.

По мнению В.Набокова,

«достигнуть этой цели было невозможно не только потому, что неповторимый гений Гоголя, если бы он дал себе волю, непременно сломал бы любую привычную схему, но и потому, что автор навязал главную роль грешника такой личности (если Чичикова можно назвать личностью), которая до смешного ей не соответствовала и к тому же вращалась в той среде, где такого понятия, как спасение души, просто не существовало.» (Лекции по русской литературе XIX в.)
Чичиков у зеркала, художник А.Агина (literaturus.ru)
Чичиков у зеркала, художник А.Агина (literaturus.ru)

Павел Анненков очень образно подытожил, что «Мертвые души»

«…стали для Гоголя той подвижнической кельей, в которой он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее».

2) Л. Кэрролл и «Сильви и Бруно».

Кэрролла захватила идея создать книгу для юношества, но не сказку-нонсенс, а поучительный текст, отражающий христианскую доктрину.

Роман «Сильви и Бруно» Кэрролл считал лучшим своим произведением. Однако оно не имело большого успеха и художественно значительно проигрывало сказкам про Алису. Мартин Гарднер назвал роман «слащавым и благочестивым до крайности».

-2

Также Гарднер заметил, что

«по странной иронии судьбы в раннем языческом нонсенсе Кэрролла кроется, по меньшей мере для некоторых современных читателей, гораздо больший религиозный смысл. Ибо нонсенс, как любил говорить Честертон, есть способ видеть жизнь, в котором есть что-то от религиозного смирения и восторга». ( Введение к Аннотированной «Алисе»)

3) Л. Толстой и его отказ от литературной деятельности.

Как известно, 1880-е годы стали для Л.Толстого переломными, именно в это время он приходит к религии.

В своём сознании он не мог примирить художественную литературу и нравоучительные статьи. Полагая, что первое это вымысел, неправда, а следовательно, обман и грех, а второе служит истине и благому делу. Поэтому он решает отказаться от написания художественных текстов.

Находясь при смерти, в 1883 г. И.С.Тургенев взывает в письме к Л. Толстому:

«Друг мой, вернитесь к литературной деятельности! Ведь этот дар Вам оттуда же, откуда все другое. Ах, как я был бы счастлив, если б мог подумать, что просьба моя так на Вас подействует!!»

Полностью заглушить свой талант Толстой был не в силах, и впоследствии создал ряд художественных произведений (например, «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»), тем не менее, нравоучительная и проповедническая цель была в них главенствующей.

Таким образом, указанных выше писателей объединяет стремление подчинить талант сознанию с целью нравственного воспитания читателя.

*****************

Если понравилась статья, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️.