Достигнув определенного уровня признания и влияния, некоторые писатели, осознавая силу своего слова, считали своим долгом не тратить талант, как им казалось, на пустяки, а служить обществу, благотворно влияя на душу читателя, смягчая нравы.
Однако, как подметил В. Набоков,
«Писатель погиб, когда его начинают занимать такие вопросы, как «что такое искусство?» и «в чем долг писателя?»».
Ниже приведены 3 ярких примера, подтверждающих данное суждение.
1) Н.В. Гоголь и его «Мертвые души». Николай Васильевич поставил перед собой непосильную задачу указать в своей поэме путь ко спасению при этом как для отдельного человека, так и для всего народа.
Идея сделать «Мертвые души» проповедью окончательно оформилась в сознании Гоголя к концу работы над первым томом. Таким образом, он уже успел создать талантливый нешаблонный мир, который хотел вместить в строгие назидательные рамки неотвратимого наказания, ведущего к исправлению.
По мнению В.Набокова,
«достигнуть этой цели было невозможно не только потому, что неповторимый гений Гоголя, если бы он дал себе волю, непременно сломал бы любую привычную схему, но и потому, что автор навязал главную роль грешника такой личности (если Чичикова можно назвать личностью), которая до смешного ей не соответствовала и к тому же вращалась в той среде, где такого понятия, как спасение души, просто не существовало.» (Лекции по русской литературе XIX в.)
Павел Анненков очень образно подытожил, что «Мертвые души»
«…стали для Гоголя той подвижнической кельей, в которой он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее».
2) Л. Кэрролл и «Сильви и Бруно».
Кэрролла захватила идея создать книгу для юношества, но не сказку-нонсенс, а поучительный текст, отражающий христианскую доктрину.
Роман «Сильви и Бруно» Кэрролл считал лучшим своим произведением. Однако оно не имело большого успеха и художественно значительно проигрывало сказкам про Алису. Мартин Гарднер назвал роман «слащавым и благочестивым до крайности».
Также Гарднер заметил, что
«по странной иронии судьбы в раннем языческом нонсенсе Кэрролла кроется, по меньшей мере для некоторых современных читателей, гораздо больший религиозный смысл. Ибо нонсенс, как любил говорить Честертон, есть способ видеть жизнь, в котором есть что-то от религиозного смирения и восторга». ( Введение к Аннотированной «Алисе»)
3) Л. Толстой и его отказ от литературной деятельности.
Как известно, 1880-е годы стали для Л.Толстого переломными, именно в это время он приходит к религии.
В своём сознании он не мог примирить художественную литературу и нравоучительные статьи. Полагая, что первое это вымысел, неправда, а следовательно, обман и грех, а второе служит истине и благому делу. Поэтому он решает отказаться от написания художественных текстов.
Находясь при смерти, в 1883 г. И.С.Тургенев взывает в письме к Л. Толстому:
«Друг мой, вернитесь к литературной деятельности! Ведь этот дар Вам оттуда же, откуда все другое. Ах, как я был бы счастлив, если б мог подумать, что просьба моя так на Вас подействует!!»
Полностью заглушить свой талант Толстой был не в силах, и впоследствии создал ряд художественных произведений (например, «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»), тем не менее, нравоучительная и проповедническая цель была в них главенствующей.
Таким образом, указанных выше писателей объединяет стремление подчинить талант сознанию с целью нравственного воспитания читателя.
*****************
Если понравилась статья, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️.