Найти в Дзене

Что такое - автожир

Оглавление

"...В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань..." — писал А.С. Пушкин в поэме "Полтава" (1829). С тех пор это крылатое выражение стало синонимом попытки соединить несоединимое. Но талантливым людям иногда нечто подобное удается.

Например, соединить в одном летательном аппарате возможности самолета и вертолета.

Так выглядит современный автожир (несущий винт сверху и тяговый винт сзади или спереди)   (Фото источник: https://auto-gyro.ru)
Так выглядит современный автожир (несущий винт сверху и тяговый винт сзади или спереди) (Фото источник: https://auto-gyro.ru)

Как все начиналось

Талантливый испанский инженер Хуан де ла Сиерва Кодорниу (Juan de la Cierva Codorniu), родившийся в городе Мурсиа в 1895 году был в числе тех увлеченных людей, которых принято нынче называть пионерами авиации.

С 1911 года он принимал активное участие в постройке первых испанских летательных аппаратов.

В 1919 году на аэродроме в Хетафе он проводит испытания 3-хмоторного самолета-бомбардировщика, который он же сам и спроектировал. Во втором испытательном полете самолет срывается в штопор и разбивается при падении на землю.

Самолетная катастрофа может впечатлить кого угодно. Впечатлила она и молодого Хуана. Считается, что именно эта авария подтолкнула его к изобретению более безопасного воздушного средства.

Автожир Cierva С-4  готовится к самому первому полету. Январь 
 1923 г.   (Фото источник: http://www.gyroplane.ru)
Автожир Cierva С-4 готовится к самому первому полету. Январь 1923 г. (Фото источник: http://www.gyroplane.ru)

Опробовав немалое множество вероятных схем и компоновок летательных аппаратов, Хуан де ла Сиерва в результате изобрел летательный аппарат, который назвал «аутохиро» (от греческого αύτός — сам и γύρος — круг). В русском языке прижилось заимствованное от французов более звонко звучащее слово "автожир".

Как он работает

В воздухе автожир удерживается несущим винтом (также как и вертолет), но винт не соединён с двигателем и постоянно вращается за счет встречного потока воздуха, т.е. авторотации, что обеспечивает подъемную силу в любых условиях.

Движение автожира вперед происходит при помощи тягового винта (как у самолета). По сути, винт сверху играет роль крыла самолета, обеспечивая подъемную силу. Поэтому верхний винт в автожире в отличие от вертолета слегка отклонен назад.

Схема работы несущего винта автожира.  Авторотация наклонного винта создает подъемную силу.  (Рисунок источник: http://s30886958561.mirtesen.ru)
Схема работы несущего винта автожира. Авторотация наклонного винта создает подъемную силу. (Рисунок источник: http://s30886958561.mirtesen.ru)

Гениальная схема, придуманная Хуаном де ла Сиерва позволила существенно сократить разбег (до каких-то 10-15 метров), совершать посадку практически без пробега и самое главное, благодаря авторотации несущего винта, автожир может штатно совершить посадку даже с выключенным двигателем.

И как побочный результат появилась возможность внеаэродромного использования летательных аппаратов.

Так появился самый безопасный летательный аппарат из всех известных.

Справедливости ради надо заметить, что уверенно летать и садиться талантливый изобретатель смог заставить лишь четвертый по счету аппарат. Поэтому первым полетом автожира считается полет аппарата "Cierva С-4" 31 января 1923 года. Полет по кругу над аэродромом Куатро – Вьентос под Мадридом продлился всего 3,5 мин.

Хуаном де ла Сиерва не стал почивать на лаврах и создавал аппараты один за другим. Спустя 2 года его автожир С-6 уже летал по замкнутому маршруту длиной 10 км, выполнял снижение под углом 45° и при этом садился с пробегом, не превышающим 20 м.

В СССР тоже создавали автожиры.  Их созданием занимался ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Хотя самый первый построили в 1929 году Камов и Скржинский. Он назывался КаСкр-1 «Красный инженер».  (Фото источник: 
 http://avia.pro)
В СССР тоже создавали автожиры. Их созданием занимался ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Хотя самый первый построили в 1929 году Камов и Скржинский. Он назывался КаСкр-1 «Красный инженер». (Фото источник: http://avia.pro)

Эти полеты, проведенные осенью 1925 г. в Фарнборо и зимой 1926 г. в авиацентре в Виллакубле, произвели неизгладимое впечатление на французскую авиационную общественность.

Kayaba Ka-1 – это японский автожир-разведчик. Использовался в годы Второй мировой войны в качестве ближнего и морского разведчика.  (Иллюстрация  источник: https://topwar.ru)
Kayaba Ka-1 – это японский автожир-разведчик. Использовался в годы Второй мировой войны в качестве ближнего и морского разведчика. (Иллюстрация источник: https://topwar.ru)

Результатом всех этих впечатляющих демонстраций стало создание в 1926 году английской компании «Сиерва аутожайро компани» и получение первых заказов от Военно-Воздушных Сил Англии и Военно-морских Сил Франции. Интерес к новым летательным аппаратам проявили в США, Италии, Голландии, и Японии.

Хуан де ла Сиерва. 1930 год.  (Фото из открытых источников Интернета)
Хуан де ла Сиерва. 1930 год. (Фото из открытых источников Интернета)

За свою яркую, но к сожалению недолгую жизнь изобретатель самого безопасного летательного средства создал еще немало моделей автожиров (последняя за номером С-30) и по иронии судьбы погиб при катастрофе пассажирского самолета Дуглас DC-2 авиакомпании КЛМ 8 декабря 1936 года.

В память о его заслугах генералиссимус Франко в 1954 году пожаловал всем потомкам его вдовы специально учреждённый титул графа де ла Сиерва.

Изобретателя не стало, но как говорится, дело его живет.

Современные модели автожиров выглядят очень футуристично.  (Фото источник: https://auto-gyro.ru)
Современные модели автожиров выглядят очень футуристично. (Фото источник: https://auto-gyro.ru)

В настоящее время автожиры производятся практически во всех странах, где есть собственная индустрия авиастроения (больше всего в США). Автожиры активно используются специальными службами, в сельском хозяйстве для обработки площадей с воздуха, для аэрофотосъемки, в качестве аэро-такси.

Автожиры производят в том числе и в России. На фото модель "Иркут_A002M".  (Фото источник https://pro-extrim.com)
Автожиры производят в том числе и в России. На фото модель "Иркут_A002M". (Фото источник https://pro-extrim.com)

Так в чем же основные преимущества автожира?

Это:

1) при выходе двигателя из строя и потере скорости не происходит сваливания в «штопор»;

2) авторотация несущего винта позволяет совершить безопасную и мягкую посадку с нерабочим двигателем;

3) малая длина разбега при взлете и пробега при приземлении;

4) малая чувствительность к термическим потокам и турбулентности;

5) экономичен в эксплуатации, прост и недорог в постройке;

6) управление автожиром существенно проще, чем самолетом или вертолетом;

7) автожир не боится сильного ветра (ветер в 20 м/сек для него – норма)

Автожир - прекрасная замена автомобилю.  Аэродром для взлета и посадки ему не нужен.  (Фото из открытых источников Интернета)
Автожир - прекрасная замена автомобилю. Аэродром для взлета и посадки ему не нужен. (Фото из открытых источников Интернета)

И, конечно же, с каждым годом всё больше частных владельцев решают купить автожир как самое безопасное и самое доступное средство малой авиации.

Доступное как по цене аппарата (цена автожира сравнима с ценой автомобиля представительского класса), так и по суммарной стоимости владения. К слову, двигатель автожира работает на обычном бензине АИ-95.

P.S. Дорогой читатель, подписываясь на канал и оставляя комментарии к статьям, вы оказываете неоценимую помощь автору, который старается для вас. Спасибо.