Николай Христофор Радзивилл (1549 – 1616) по прозвищу «Сиротка» – пожалуй, самая известная и популярная личность знаменитого белорусского рода, из которого вышли десятки выдающихся исторических деятелей.
Прозвище «Сиротка» дал Николаю Христофору король Сигизмунд Август. Согласно преданию, описанному в семейной хронике, однажды родители совсем еще маленького наследника взяли с собой на бал в королевский дворец. Там во время праздника король и нашел в одном из покоев своего замка плачущего ребенка, которого оставили без присмотра. Сигизмунд Август приласкал его и назвал «маленьким, всеми забытым сироткой». Так прозвище и закрепилось за мальчиком на всю оставшуюся жизнь, с ним он вошел в историю своей страны.
Николай Христофор Радзивилл получил блестящее образование в лучших университетах Европы. Его духовным наставником был знаменитый иезуит Петр Скарга, прививший ему прогрессивные для того времени взгляды.
По семейной традиции после достижения совершеннолетия юноша занялся активной политической деятельностью. Он принял участие в выборах нового Великого князя Литовского (в ВКЛ должность короля была выборной), в 1579 году участвовал в освобождении Полоцка от войск Московского царства. После победы Сиротка получил должность маршалка ВКЛ. В 1581 году, при осаде Пскова, он получил серьезное ранение в голову, после чего уже не мог продолжать участие в боевых действиях.
Поправив здоровье, Сиротка обратил свою энергию на изучение древних манускриптов, за которыми отправился на Ближний Восток. Опасное путешествие по северному побережью Африки заняло у него два года. За это время он посетил Иерусалим, Кипр, Крит и Египет.
Домой Радзивилл привез богатейший багаж: животных для своего домашнего зоопарка в Несвиже – леопардов, мангустов, павианов, попугаев; коллекцию археологических артефактов и множество восточных рецептов и тайных знаний. Самым ценным были его дневниковые записи – в дороге князь тщательно записывал свои впечатления. Он описывал города, которые посетил, обычаи народов, флору и фауну, египетское поливное земледелие, инкубационное выведение цыплят и т.д.
Именно после возвращения с Востока Радзивилл наладил в своем замке производство артиллерийских орудий. Посетители замка Радзивиллов в Несвиже и сегодня могут полюбоваться изящными пушками, которые в 16-м веке являлись последним достижением науки и техники. Более внимательные обязательно заметят приметный символ из пяти крестов, украшающий орудия. Этот знак – очевидное доказательство того, что во время пребывания на Востоке Радзивилл Сиротка был принят в Иерусалимский Орден Гроба Господнего. От защитников Святой земли он и получил рецепт отливки орудийного металла.
После возвращение в родной Несвиж Сиротка в основном занимался культурными проектами. Именно он начал возводить из камня величественный замок, который сегодня является самым посещаемым туристическим объектом Беларуси. В 1600-м году он открыл в Несвиже типографию, одну из первых в Европе. Пригласив знаменитого картографа Томаша Маковского, составил и отпечатал первую карту Великого Княжества Литовского.
В 1601-м году Сиротка опубликовал свои дорожные заметки с подробным описанием путешествия на Ближний Восток. Книга получила название «Перегринация» и она сделала автора европейской знаменитостью. Она была переведена на многие европейский языки и переиздавалась более 20-ти раз.
Историки имеют довольно различные точки зрения относительно времени и места возникновения масонства. Мнения о том, что историю масонства нужно вести от строительства храма Соломона либо от момента гибели на костре Магистра Ордена тамплиеров Жака де Молэ в 1314 году, наиболее распространенные, но далеко не единственные. Шотландские историки масонства с глубоким пренебрежением упоминают 1717-й год, от которого ведет отсчет официальное английское масонство, указывая на Эдинбург, где до сих пор работает масонская ложа, которая по сохранившимся документам арендует своё помещение с 1699-го года. С ними полемизируют немецкие историки, которые обнаружили в архивах протоколы заседаний европейских масонских лож начала 17-го века. Всего же серьезные исследователи насчитывают не менее пятнадцати возможных источников и причин возникновения уникального культурного явления под названием «масонство». Средневековые рыцарские ордена – не только тамплиеры – входят в число этих возможных источников.
Иерусалимский Орден Гроба Господнего, иоанниты – они же госпитальеры, а также Мальтийский орден, стоят в одном ряду с тамплиерами как возможные родоначальники масонства.
Рыцарский Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского был создан рыцарем Готфридом Бульонским, который руководил первым крестовым походом. После завоевания Иерусалима его провозгласили правителем Иерусалимского королевства, но он отказался от коронации, предпочтя титул Защитника Гроба Господнего.
После окончания военных действий в 1099 году, когда крестоносцам пришла пора возвращаться домой, Готфрид Бульонский собрал отряд, который должен был остаться для защиты завоеваний. В 1113 году военно-монашеская организация была официально признана Папой Римским.
Теорию о корнях масонства, идущих от крестоносцев и о Радзивилле Сиротке, который принес масонские идеи в Беларусь, а если точнее, в Великое Княжество Литовское, изложил на встрече с братьями ложи «Огинский» пришедший к ним в гости Досточтимый мастер другой белорусской масонской ложи, работающей по уставу Мемфис-Мицраим. Профессиональный историк, Досточтимый мастер В.Б. ложи «Дворец Солнца» №1 («Palace Of The Sun») уже много лет занимается историей масонства в ВКЛ. При этом он является также и практиком, много усилий прикладывая для возрождение масонских традиций на древней белорусской земле.
В докладе были приведены и другие, прямые и косвенные признаки существования масонства в ВКЛ во времена Николая Христофора Радзивилла. Кроме известного символа Ордена внимательный взгляд может найти в наследии Радзивиллов и другие важные признаки. К примеру, мозаичный черно-белый пол, непременный атрибут масонского храма, присутствует в Несвижском дворце, а также в ряде значимых портретов того времени.
На некоторых портретах Сиротка стоит в специфической масонской позе, которая специалисту также много о чем говорит. Но, пожалуй, самым красноречивым аргументом в поддержку этой теории является выдающаяся культурная и просветительская деятельность князя Радзивилла, что всегда было важнейшей частью жизни масонов. И это та самая традиция, которую белорусские масонские ложи пытаются возродить.