Интуитивно почти каждый имеет представление по поводу тормозного пути, который может стать границей между безмятежной поездкой на автомобиле и очень большими неприятностями. Но не все отдают себе отчёт, что их знаний по этой важнейшей теме недостаточно. А кому-то это просто неинтересно. Рассказанное в автошколе забыто, склад ума гуманитарный. И всё же безопасность настоятельно требует разобраться и понять что там к чему. Как минимум, осознать в чём отличие тормозного пути от остановочного.
Остановочный путь и что в него включено
Данное понятие включает в себя всё расстояние, которое проедет автомобиль, начиная с самого первого момента, когда в поле зрения водителя попадёт препятствие или иная причина, требующая остановки. Имеет ряд составляющих. Можно говорить о времени или расстоянии, это не так важно, поскольку обе величины между собой связаны скоростью автомобиля, пусть даже она и изменяется.
- Время реакции заметившего препятствие водителя. Может широко меняться в зависимости от его состояния, насколько оно здоров, трезв, расслаблен, тренирован, имеет врождённые отклонения. Реакция бывает простая или сложная. Во втором случае ещё надо подумать, надо ли тормозить или есть другой выход из ситуации. Это займёт много времени.
- Время срабатывания тормозов. Они набирают максимальную эффективность не мгновенно при нажатии на педаль, колодкам надо ещё дойти до дисков и прижаться к ним с максимальным усилием.
- Непосредственно сам тормозной путь. Колодки прижаты, тормозная система реализовала все свои способности, но величина замедления автомобиля конечна из-за ограниченных сил трения протектора с дорогой.
Что влияет на тормозной путь
Самый главный фактор – это коэффициент трения между колёсами и покрытием. У современного и исправного автомобиля тормозная система обладает избыточными возможностями по быстрой остановке вращения любого колеса. Даже когда говорят, что у одних машин тормоза лучше, а у других никуда не годятся, это не означает, что нет возможности сорвать все четыре колеса в юз при торможении. Просто скольжение – не самый эффективный способ замедлиться.
Минимальный путь машина пройдёт в том случае, когда усилие на тормозные диски будет таким, которое обеспечит замедление на грани скольжения, не переходя эту грань. Соблюсти это условие очень трудно, для чего и придуманы электронные помощники, в частности, система АБС. Действуя в импульсном режиме она обеспечивает оптимальное торможение в зависимости от степени своего совершенства.
Несмотря ни на какие технические ухищрения, без человека и тут не обойдётся. Повлиять на тормозной путь он может самым простым способом – правильно выбрать скорость движения. От её величины тормозной путь зависит примерно по квадратичному закону. Превысив скорость вдвое нельзя ожидать, что расстояние торможения будет увеличено менее чем в четыре раза. Обычно даже более, поскольку на больших скоростях шины работают менее эффективно.
Коэффициент сцепления с дорогой тоже неоднороден в пределах возможного коридора торможения. Иногда стоит даже в процессе остановки отрулить чуть в сторону, где асфальт более сухой и чистый. Потраченное время будет скомпенсировано.
Крайне нежелательно тормозить в повороте. На шины будет воздействовать центробежная сила и порог срыва в скольжение снизится. Каждый поворот всегда можно разбить на короткие прямые участки, в пределах которых и следует замедляться.
Опытный водитель, владеющий приёмами быстрого торможения, всегда сможет помочь тормозам с помощью двигателя. Этим он не только облегчит режим работы колодок, но и поспособствует стабильности машины на торможении, что сократит путь. Так поступают автогонщики, хотя там уж тормоза гораздо совершенней, чем на гражданских автомобилях.
Качество дорожного покрытия выбирать не приходится. А вот применить под него правильную резину вполне в силах водителя. Летняя, зимняя, чисто шоссейная или с грязевыми способностями – каждая будет минимизировать тормозной путь на своей дороге. И никакая экономия тут недопустима.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.