В настоящее время достаточно много мото техники которая позволяет нам преодолевать бездорожья, болота и т.д. Рынок завален кроссовыми мотоциклами, энудро, вездеходами . Но ситуация принимает немного другой вид когда речь идет не о просто размытых лесных дорогах или проселочной грунтовке, а именно о настоящих топких болотах, заснеженных полях, и такая техника тоже есть, и берет она свои корни еще со времени советских мотоциклов, среди которых было много так называемых «карактов», которые в самом простом виде виде представляли из себя мотоцикл на огромных колесах низкого давление, посмотрим как это было, а если вы владели или владеете такой техникой, то делитесь об этом в комментариях.
Во-первых хотелось бы сказать что мотоцикл для построения такого транспорта выбирали сугубо из личных предпочтений, это мог быть даже Восход , который кажется был слабоват для таких целей, а мог быть и Урал. Если посмотреть конструкции каракатов, то можно увидеть десятки, а то и сотню оригинальных идей построения такой машины, это целая авторская работа- построить каракат. Но помимо самодельных каракатов существовали и варианты в заводском исполнении, назывались они СКЛ, и были построены на базе Восхода, так же можно было приобрести этот комплект отдельно, и самостоятельно собрать каракат на базе своего мотоцикла.
Наиболее популярной базой для построения караката был ИЖ Планета, и это обосновано. Относительно крепкая ходовая, по крайней мере запаса прочности было достаточно. Ну и конечно же двигатель, который обладал хорошей тягой на низких оборотах, имел достаточную мощность для караката и был достаточно прост. По этим причинам если сейчас захотеть купить такую технику, то большая часть рынка предложит именно каракат на базе планеты. Хотя не редкость и каракаты на базе Урала.
Главная конструктивная особенность такой машины- колеса большого радиуса сверхнизкого давления, которые позволяют передвигаться мотоциклу практически везде, любая топь, болото, водная преграда и т.д. Как правило основой для колес служит металлический каркас на который в дальнейшем размещается камера и все это стягивается стропами. Подвеска- дело индивидуальное, кто-то ее вообще убирает, некоторые оставляют родную, а некоторые придумывают оригинальную конструкцию. Задний мост достаточно часто устанавливают от тульского Муравья, так как это довольно просто и надежно, но иногда ведомая звезда просто закреплена к оси, в обоих случаях главное расположение звезд в одной плоскости, иначе проблем со сваливающейся цепью не избежать.
Такая довольно интересная техника производиться и сейчас, в частности и на ковровском заводе, а именно- ЗИД «Бархан», который собран на базе некогда производившегося мотоцикла ЗИД «Курьер», с двигателем Lifan. Стоит около 200 000 рублей. А ранее когда ИЖмаш производил мотоциклы, на базе планеты был построен каракат "Самсон", которые можно найти и сейчас.