Днем 28 мая 2019 года на кладбище в Ворсме играл оркестр, грохотал оружейный залп, а на глазах собравшихся на похороны жителей города то и дело проступали слезы. В этот день прощались с Леонидом Яковлевичем Кривоноговым, красноармейцем, погибшим в бою 76 лет назад в сотнях километрах от дома. В последнюю атаку горьковчанин пошел в возрасте 31 года.
В мае 2019 года в ходе Вахты памяти в Бельском районе Тверской области Московским городским поисковым центром между бывшими деревнями Бобновка и Цицино была обнаружена яма. В годы войны в ней были наскоро прикопаны 22 погибших солдат и офицеров Красной Армии. Среди них находился и боей 134 стрелковой дивизии Леонид Кривоногов.
- Медальон у Леонида находился в кармане в районе таза, - сообщил руководитель МОО поискового отряда «Витязь» Дмитрий Федосов. - В этой же яме нашли останки его земляка из Вачского района Нижегородской области из деревни Филинское. Солдаты погибли в районе 8-15 декабря 1942 года при попытках прорыва окружения. Наступательные действия дивизии велись в рамках, так называемой, операции «Марс» под командованием маршала Советского Союза Георгия Жукова. Всего в яме были обнаружены останки 22 бойцов Красной Армии. Благодаря медальону, который находился в специальном кармашке, личность Леонида Яковлевича удалось установить.
Смертный медальон Кривоногова поисковики прочитали сразу по возвращению в полевой лагерь. Бланк хорошо сохранился. Благодаря помощи нижегородских поисковиков из НОМОПО «Курган» удалось оперативно разыскать родственников обоих бойцов уроженцев Горьковской, ныне Нижегородской области.
- Родственников нашли за два дня. В живых остались дочь Павлина и сын Александр, - рассказывает секретарь НОМОПО «Курган» Федор Дроздов. - Жена Мария так и не дождалась мужа с войны, одна растила детей, умерла в 1977 году. Единственное фото Леонида Яковлевича было сделано вместе с супругой.
Всю жизнь в семье Кривоноговых эта фотокарточка и его последнее письмо с фронта, датированное августом 1942 года, хранились, как самая дорогая реликвия. Память о красноармейце до сих пор передаётся из поколения в поколение. Всю жизнь родные искали пропавшего без вести отца, а теперь деда и прадеда.
У Леонида Яковлевича на малой родине кроме двух детей, еще есть 4 внука, 7 правнуков и 5 праправнуков. Близкие были шокированы, узнав о том, что пропавший отец и дедушка найден.
- Буквально накануне 9 мая мы дома с семьей разговаривали о войне, о наших родных, которые участвовали в ней, о пропавших, - поделилась с «Открытым Нижним» внучка Леонида Кривоногова Марина Пантелеева, работающая в местной школе преподавателем начальных классов. – В школе тоже постоянно веду беседы с детьми на эту тему. Но я даже подумать не могла, что мой дед вернется на родную землю спустя столько лет. Как только мне сообщили радостную весть, я побежала к отцу.
Сыну бойца Кривоногова Александру Леонидовичу сейчас 82 года. Когда отец уходил на фронт, ему едва исполнилось шесть лет. Узнав о том, что поисковики обнаружили его отца, и что совсем скоро его похоронят на родине, долго не мог поверить в случившееся. Он окунулся в прошлое.
- Нашли моего папаньку, - сквозь слезы бормотал Александр Леонидович. – Теперь смогу проводить его в последний путь.
- Мы передаем вам бланк смертного медальона, а также общественную медаль «Шагнувши в бессмертие», - обратился к родственникам Дмитрий Федосов. – Спасибо вам за сохраненную память об этом честном и добром человеке, который защищал нашу с вами Родину.
- Я хорошо помню отца, - вспоминает Александр Леонидович Кривоногов, - Мы жили тогда в старом доме, здесь, в Ворсме. Помню, как шли по улице с папой. Он насыпал мне в руки полную пригоршню ландрина. Я так тогда радовался.
Последнее время история возвращения Леонида Кривоногова – одна из главных тем в Ворсме, которую рассказывают друзьям, коллегам, родным. А некоторые даже стараются помочь в увековечении памяти земляка. Например, депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Дмитрий Колыванов выделил средства на памятник для могилы вернувшегося бойца.
Фото предоставлены НОМОПО "Курган"