Найти в Дзене
История и культура Евразии

Малахай - шапка кочевников и "буденовка" - суконный головной убор красноармейцев. Что в них общего?

Просматривая фотографии с наскальных изображений скифского периода обратил внимание на головной убор скифов, очень похожий на красноармейский шлем "буденовку" Практически одно и тоже, за исключением отсутствия "назатыльника" у "буденовки". Такая шапка у кочевников известна с незапамятных времен и называется "малахай" Особенность этой шапки в том, что боковые лопасти служили защитой от бокового удара "плашмя" или вскользь любым холодным оружием. Те же конструктивные особенности присутствуют в "буденовке". Правда боковые лопасти "буденовки" использовались только для защиты от холодного ветра. Поэтому учитывая схожесть обоих головных уборов можно поставить под сомнение официальную версию о том, что "буденовка" была разработана российскими художниками по образцу шлема русских богатырей "ерихонки" (также имеющей происхождение с Востока) Ерихонку надевали только во время боя. А малахай и буденовка носились как повседневная форма одежды. Оба в отличие от "ерихонки" суконные. К тому же малаха
Буденовка 1918-1920 годов
Буденовка 1918-1920 годов

Просматривая фотографии с наскальных изображений скифского периода обратил внимание на головной убор скифов, очень похожий на красноармейский шлем "буденовку"

Мидийский воин ведет за руку воина-скифа из племени, которое Ахемениды в своих надписях называли «скифы с остроконечными шапками»
Мидийский воин ведет за руку воина-скифа из племени, которое Ахемениды в своих надписях называли «скифы с остроконечными шапками»

Практически одно и тоже, за исключением отсутствия "назатыльника" у "буденовки".

Такая шапка у кочевников известна с незапамятных времен и называется "малахай"
Воин-казах. Начало 19 века
Воин-казах. Начало 19 века

Особенность этой шапки в том, что боковые лопасти служили защитой от бокового удара "плашмя" или вскользь любым холодным оружием.

Те же конструктивные особенности присутствуют в "буденовке". Правда боковые лопасти "буденовки" использовались только для защиты от холодного ветра.

Поэтому учитывая схожесть обоих головных уборов можно поставить под сомнение официальную версию о том, что "буденовка" была разработана российскими художниками по образцу шлема русских богатырей "ерихонки" (также имеющей происхождение с Востока)

Шлем-ерихонка русского царя Алексея Михайловича
Шлем-ерихонка русского царя Алексея Михайловича

Ерихонку надевали только во время боя. А малахай и буденовка носились как повседневная форма одежды. Оба в отличие от "ерихонки" суконные. К тому же малахай имел прикладной вариант для использования во время рукопашной схватки.

Сама "буденовка" скорее всего имеет прототипом именно малахай. Между прочим основная иррегулярная конница России - казаки принципиально не носили малахай как атрибут враждебных им степняков.

А легенда о том, что "буденовка" была создана по образцу шлемов былинных богатырей скорее всего имела основой возможность получить ее разработчикам официальное признание как создателя основного форменного головного убора РККА. Но никто ведь так и не получил официального звания создателя "буденовки".

Единственным пока официальным лицом, утвердившим "буденовку" является народный комиссар по военным и морским делам, председатель Реввоенсовета республики Лев Троцкий. Тайну создания "буденовки" он унес с собой.