Прототипы фатальных красоток на иллюстрациях ван Бюрена
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
День добрый, дорогие друзья! Вы вновь на канале, который посвящен мрачному криминальному жанру, который более известен как нуар. Рассказчиком здесь обычно являюсь я - историк и писатель Андрей Васильченко
Есть явления, которые очень сложно отнести к чему-то определенному. В частности, это относится к иллюстрациям Реберна ван Бюрена. С одной стороны, в них еще чувствуется радость и сибаритская беззаботность ар-деко. С другой стороны, сформированные им образы постепенно преобразовались из «леди-шик» в «роковую красотку» (femme fatal). А дух забавного мюзикла постепенно сменился сумраком нуара
Надо сказать, что ван Бюрен хотя и не иллюстрировал криминальные романы и повести, но оказал на нуар (в его кинематографическом проявлении) очень сильное влияние. Многие режиссеры использовали его журнальные иллюстрации, а и затем комиксы для того, чтобы представить, как должна была выглядеть обладающая недюжинным криминальным талантам красавица, которая обводит вокруг пальца многочисленных любовников, полицейских и частных детективов.
На самом деле «роковая красотка» - это не совсем точное определение данного персонажа, хотя и устоявшееся в русском языке. С одной стороны, это - девушка, обладающая не столько красотой, сколько коварным шармом. Когда-то она могла его использовать в относительно безобидных целях. Что, конечно, не исключало личного обогащения и всякого рода авантюр, но всё равно она не была губительной для своих «жертв».
Фатальная барышня из нуара это даже не «паучиха», а «изящная самка богомола», которая живет по принципу «мужчина, я вас съем»
Когда же произошла эта опасная трансформация? Собственно с началом кризиса 1929 года. Поначалу казалось, что «вот-вот» и «всё наладится» и можно будет «жить на широкую ногу», как и прежде. Однако год «великой депрессии» сменял другой, а лучше не становилось. Более того, каждый год приносил новые жертвы. Со временем умирающих от голода можно было увидеть лежащими прямо на улицах Нью-Йорка. Ужас перед смертью собственно и породил нуар как таковой. Сначала в литературной и образной форме, затем уже в виде кинолент
Реберн ван Бюрен знал, что такое смерть. Он был на Первой мировой войне и даже смог пережить атаку удушающими химическими веществами. При этом всём его творчество нельзя назвать сумрачным и отталкивающим. В нём много ироничного, что собственно потом унаследовал нуар, а уже от нуара - криминальные комедии.
Сайт про нуар http://noir-film.ru/
Несмотря на то, что художник был уроженцем Колорадо (по американским меркам – жуткая глушь) он не был «деревенщиной». Во-первых, большую часть жизни он провел в Нью-Йорке, где многие издания полагали за честь опубликовать его иллюстрации. Во-вторых, он приходился отдаленным родственником восьмому президента Соединенных Штатов, а потому с некоторыми оговорками мог причислять себе к «американской аристократии».
Вашему вниманию представлено несколько показательных иллюстративных работ ван Бюрена. Облик этих барышень вы сможете позже увидеть во многих нуарах – от «Мальтийского сокола» до «Из прошлого» - везде, где в действие вмешивалась коварная красотка. Впрочем, это далеко не последний материал, который посвящен взаимодействию нуара и иллюстраций, а потому не забывайте читать нас. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»