Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С МАТЕМАТИКОЙ, ЕСЛИ ВЫ САМИ В МАТЕМАТИКЕ НИ БУМ-БУМ (советы от учителя)

У математики довольно плохая репутация. Когда я говорю людям, что я учитель математики, их лица почти сразу меняются. Почти все они боролись с этим предметом в школе, а некоторые даже получили так называемую «математическую травму» на всю жизнь. И теперь, став родителями, они вынуждены снова воевать с этой математикой, помогая понять ее уже своему ребенку. Учитывая то, что за эти годы в подходах к преподаванию математики произошли большие изменения, родителям сейчас приходится даже сложнее, чем им когда-то самим было в школе. Как раз для родителей, которые хотят помочь своим детям в математике, но не особо хорошо в ней разбираются, у меня есть несколько советов.

1|| Измените свое мышление

Овладеть математическими навыками ученикам часто мешает сложившееся в учебном процессе отношение к ошибкам. Как правило, по математике дети делают гораздо больше ошибок, чем по любым другим предметам. Но ошибки это не так уж и плохо! Исследования мозга показывают, что ошибки помогают мозгу расти, и учеба на ошибках может быть весьма благотворна для учеников. Имея это ввиду, родители должны стать болельщиками и тренерами своих детей в те моменты, когда они допускают ошибки. Восприятие ребенком своих собственных способностей или образа мыслей оказывает огромное влияние на их работу в школе. Мы должны повышать у наших детей самоэффективность (понятие, означающее убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет активно действовать; вера в эффективность собственных действий, - прим. ред.), давая им знать, что ошибаться это нормально, надо просто повторить попытку. Математика как раз то самое поле битвы, на котором можно вырастить позитивное отношение к преодолению препятствий.

2|| Поймите, что нет склонных к математике людей

Несмотря на распространенное мнение, люди, которые талантливы в математике, не рождаются таковыми. Мы все имеем одинаковые способности к обучению. Что отличает успешных в чем-либо людей от остальных, так это то, что они не пасуют перед препятствиями и не отступают, столкнувшись с трудностями. Это определяющая характеристика любого большого успеха.

Когда дети школьного возраста взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, они впитывают социальные установки как губки. На этой стадии развития все сообщения, которые мы посылаем нашим детям о школе и обучении, чрезвычайно важны. Говоря ребенку «у меня никогда не было способностей к математике», мы как бы посылаем им сообщение, что это нормально - отступить, сдаться, если в чем-то стало трудно. Если вы чего-то не понимаете в домашнем задании по математике, не спешите признаваться в этом и отмахиваться, мол, как же это сложно. Выразите приятное волнение от возможности научиться чему-то новому вместе с ребенком, лучше в чем-то разобраться, покажите, как это здорово - работать в команде с установкой на то, что вы обязательно решите проблему вместе.

3|| Не решайте задачи за детей, помогите им найти свои ошибки

Некоторые родители стремятся помочь детям, делая за них их учебную работу. Особенно по математике. Не будьте такими. Будьте доступны для вашего ребенка в то время, пока он делает свою домашнюю работу, и вместо того, чтобы решить ему конкретную задачу, которая не получается, помогите лучше ребенку увидеть ошибки, которые он в ней допускает. Покажите различные стратегии и подходы к поиску решения, подведите его к ответу, но не говорите ответ, не ведите за руку по легкому пути известного вам решения. Как обыкновенный родитель, вы и не должны знать ответы на все задачи вплоть до 11 класса, но вы можете играть важную роль, показывая ребенку путь как учиться.

-2

4|| Помните, что ваш подход к обучению не единственный правильный

Многочисленные исследования снова и снова доказывают нам, что все учатся по-разному. Нет какого-то усредненного способа обучения, как нет усредненных обучающихся. За то время, которое прошло с тех пор, когда вы учились решать математические задачи определенным образом, в математике что-то изменилось, появились новые способы решения задач, и им теперь учат в школе. Они не неправильные, они просто другие.

Конечно, легко и просто дать ученикам набор определенных математических «лекал», по которым дети смогут быстро решать примеры и задачи. Но не нужно ограничивать их в выборе и поиске других путей решения. Родители и учителя должны не столько помогать ребенку учиться собственно математике, сколько помогать мозгу ребенка становиться более гибким и быстрым в поиске решений, когда они сталкиваются с проблемами. Не стоит думать о математике как о предмете, основанном на запоминании. Математика - это предмет, который учит пониманию процессов, и не только математических.

Автор: Раймонд Стейнментц, Fatherly
Перевод: Настя Морозова