Найти тему
Screenlifer Media

Как социальные сети вгоняют нас в депрессию и как помогают с ней бороться

Роскошные отели, белоснежные яхты, безупречные фото в профиль и анфас — мы рассматриваем идеальные картинки в лентах соцсетей, сравниваем их со своими буднями, и иногда кажется, что мы стоим в стороне от этого бесконечного праздника жизни.

Фото: iHeart
Фото: iHeart

Социальные сети вызывают привыкание не меньше, чем сигареты и алкоголь. Они настолько укоренились в нашей повседневной жизни и работе, что их сложно игнорировать.

Однако созерцание «идеального» мира соцсетей мотивирует далеко не всех. Чем больше социальных сетей человек использует и чем дольше в них сидит, тем подавленнее и тревожнее он будет, а депрессия (если она есть) только усугубится — выяснили исследователи из Питтсбургского университета. В группе риска находятся люди, которые регулярно пользуются 7—11 социальными сетями: они чувствуют себя в 2,7 раз хуже, чем те, кто реже в них сидит.

С негативным воздействием соцсетей в свое время столкнулась актриса Софи Тернер (Санса из «Игры престолов»), которой часто писали в комментариях: «Черт, Санса потолстела», или «Сансе надо худеть!», или «Санса — толстуха». Из-за этого у Тернер развилась депрессия, с которой она борется более пяти лет.

«Мне было сложно читать подобные высказывания. Плюс ко всему у меня была проблемная кожа — я была тинейджером, и это нормально, но я получала массу комментариев на эту тему. Все обсуждали мою кожу, мой вес и насколько я хорошая актриса. И я просто поверила во все это. Я согласилась и сказала себе: "Да, я прыщавая. Я толстая. Я бездарная"», — рассказала Тернер в интервью психологу и ведущему Филу Макгроу.

Влиянием социальных сетей на нашу жизнь заинтересовались и IT-специалисты (среди них бывшие сотрудники Google и Facebook). Они создали Center for Humane Technology, который рассказывает не только о негативном влиянии социальных сетей на психическое здоровье человека, но и дезинформации, появлении fake-news и политической поляризации.

Важно помнить, что в социальных сетях в большинстве своем представлены наши идеальные версии самих себя и окружающей действительности, которые искажают реальность. Обыгрывают это многочисленные челленджи. Пользователи TikTok с помощью подручных средств (крышки от унитаза, стула, посуды) имитируют съемку красивых видов из иллюминатора самолета. Ну а виды на самом деле взяты из интернета или из туристических брошюр. Путешествие оказывается фикцией.

Хотя множество исследований подтверждает, что социальные сети способны повышать уровень тревоги и депрессии, важно помнить, что эти сервисы — всего лишь инструмент и пользоваться им нужно аккуратно.