Найти тему
Кавказ Пост

КЧР: пора менять элиту!

Чиновники Карачаево-Черкесии задумывают парламентские выборы-2019 как референдум доверия действующим властям. Но люди слишком устали и хотят перемен

Картель «вымыл» из бюджета КЧР миллиарды – Уверен, что главным критерием при формировании списков кандидатов от той или иной политической партии станут профессионализм и искреннее стремление работать на благо республики и каждого ее жителя.

А оценку профессиональным и деловым качествам кандидатов в депутаты дадут жители республики, – заявил Рашид Темрезов в послании к Народному собранию, которое прошло 22 мая.

Звучит, конечно, очень красиво – и под этими словами готов подписаться любой избиратель республики. Правда, например, в случае с «Единой Россией» (предвыборный список которой намерен возглавить сам Темрезов на предстоящих 8 сентября выборах в Народное собрание Карачаево-Черкесии), все далеко от обещаний. Фактически, парламентские выборы задумываются как «референдум о доверии» действующей исполнительной власти. На это указывают результаты праймериз, прошедших в минувшие выходные в Карачаево-Черкесии. Участвовали в них 89 человек, желавших войти в список «Единой России».

И почти все – уже поднадоевшие жителям региона люди. Начать с того, что в числе претендентов – действующий сенатор от Карачаево-Черкесии Ахмат Салпагаров. Казалось бы, зачем ему перебираться из Совета Федерации в региональный парламент? Да затем, что для переназначения на очередной, пятилетний, срок сенатора нужно сначала стать местным депутатом.

С семьей Салпагарова связаны несколько крупнейших строительных компаний Карачаево-Черкесии – «Шанс», СУМС «Карачаевское» и ИСК «Кубанское», которые за последние годы получали крупные подряды от «Дирекции капитального строительства». Эту дирекцию до 2015 года возглавлял сам Ахмат Салпагаров, а его предшественником являлся Рашид Темрезов.

«Кавказ Пост» подробно рассказывал, что в феврале по материалам, собранным ФАС, было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции, повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере»).

Речь идет именно о строительстве дорог и зданий по заказу «Дирекции капитального строительства». Общая сумма конкурсных процедур, проведенных при действии картельного сговора, составляет, по оценкам ФАС, не менее 5,6 млрд. рублей.

-2

«Серый кардинал» ушел, но дело его живет

Еще один возможно будущий депутат Народного собрания – это Эльдар Салпагаров, который почти семь лет возглавлял администрацию главы и правительства Карачаево-Черкесии. После ухода с этого поста он при протекции Темрезова стал директором ФГБУ «Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала». «Кавказ Пост» уже подробно рассказывал о биографии «серого кардинала» республиканской политики, уход которого стал апофеозом многочисленных скандалов.

Именно с именем Салпагарова было связано давление на оппозицию: снятия с выборов в Госдуму в 2016 году председателя президиума Российского конгресса народов Кавказа Алия Тоторкулова; отстранения от участия в выборах в городскую Думу Черкесска в 2017 году Партии Возрождения России и еще четырех оппозиционных партий. И хоть Эльдар Салпагаров с «политического» поста ушел, но методы его работы продолжают использовать. Так, в прошлом году избирком Карачаево-Черкесии попытался отстранить от участия в выборах Партию Возрождения России: на нее составили три фиктивных протокола об административных нарушениях – якобы, не вовремя подали сведения о расходовании средств.

А с прошлой осени лично Рашид Темрезов возглавил «крестовый поход» против фракции «Коммунисты России» в городском собрании Черкесска: по иску главы республики пытаются лишить депутатских мандатов Эдуарда Маршанкулова, Алину Чикатуеву и Ивана Колесникова. Им всем вменяют подачу заведомо недостоверной декларации о доходах за 2017 год. Кстати, как и в случае с Партией Возрождения России. Отметим, что суды не во всех случаях на стороне оппозиционеров.

После продолжительных тяжб Верховный суд республики все же лишил мандата Эдуарда Маршанкулова.

-3

Джанкёзов: «Мы знаем, как вытянуть республику из кризиса»

Почему республиканские власти, будучи так уверены во всенародной поддержке «Единой России», так боятся оппозицию? Потому что в истории республики уже было немало примеров «опрокидывающего» голосования. Скажем, на выборах в Государственную Думу в сентябре 2016 года председатель регионального отделения партии «Коммунисты России» Эдуард Маршанкулов (тот самый, которого сейчас Темрезов лишает мандата) обошел ставленника властей Расула Боташева в крупнейшем городе республике – Черкесске.

И почти вровень к финишной черте пришел и во втором по величине городе – Карачаевске. На нынешних парламентских выборах интрига – какая партия сумеет получить значительную часть голосов «протестного» электората.

Итоги прошлогоднего Единого дня голосования продемонстрировали: в стране – колоссальный запрос на политическое обновление. «Старые» политики всем уже надоели…

Вот и в Карачаево-Черкесии проблем хоть отбавляй – от экологических до жилищно-коммунальных, но ни «Яблоко», ни компартия не пытаются мобилизовать свой электорат для их решения. Неужели всем довольны? Или просто бояться идти поперек власти?! Пока что из представителей оппозиции объявила об участии в кампании только Партия Возрождения России (ПВР): ее «лица» в республике – это Рустам Джанкёзов и Инна Нашева.

«Карачаево-Черкесия сегодня на втором месте в России по уровню безработицы. Отличается республика и крайне низкими доходами. Мы знаем, как вытянуть республику из социально-экономического кризиса, в котором она оказалась», – говорит Рустам Джанкёзов. Добавим: оказалась по вине действующих властей, которые рвутся остаться «у руля».

Антон Чаблин