Найти в Дзене

СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ: СУДОХОДСТВО НА БАЙКАЛЕ

Оглавление

Как только человек научился ловить рыбу, на водной глади Байкала появились первые лодки. Это было в глубокой древности, в период неолита. Однако крупные суда появились лишь с приходом русских.

Начало судоходства

В 1643 году первопроходец Курбат Иванов вышел на побережье Байкала. Казаки построили легкие гребные суда, переправились через пролив и высадились на остров Ольхон. Курбат Иванов отправил часть своего отряда вокруг озера на поиски места, подходящего для строительства острога. Составил первую карту озера Байкал с описанием его вод и животного мира. Передал карту воеводе, который отослал её в Москву. Таким образом, 1643 год можно считать началом судоходства на озере.

Из Тобольска для исследования Байкала был отправлен сотник, сын боярский, Иван Галкин. Отряд Галкина на парусно-гребных судах грузоподъемностью 8-12 человек совершил первое длительное плавание вдоль берегов Байкала. Отряд Галкина открыл возможность судоходного пути из Ангары через Байкал в Селенгу и Забайкалье. В 1648 году боярский сын Иван Похабов этим путём совершил поход в Монголию. Со временем этот маршрут станет главным на Байкале.

В 1650-е годы на Байкале мастера из Архангельска, с Белого моря и средней Волги строят кочи, касовки, дощаники. Строятся суда для военных экспедиций П. И. Бекетова (1652 год) и Василия Красильникова (1655 год).

Во второй половине XVII века в основном военные экспедиции по озеру прекратились, теперь плавания организовывались с экономическими и политическими целями.

Век парусников

В 1728 году Россия подписала с Китаем новый торговый договор. Часть торгового маршрута из Китая проходила через Байкал. Вплоть до окончания строительства Сибирского тракта все товары из Поднебесной проходили через воды Священного моря. В это время срок доставки грузов до Европейской части России сократился до 2 – 3 месяцев.  К началу XIX века менее трети китайских товаров перевозилось на грузовых судах.

В 1728 году в Иркутске было основано Адмиралтейство. В 1735 году судостроение было передано в ведение Иркутской Адмиралтейств-Коллегии. После этого почтовые отправления, перевозки воинских команд, ссыльно-каторжных, казенных грузов через озеро производились на казенных судах.

В 1754 году в Иркутске начала работать Навигацкая школа. Школа занималась подготовкой геодезистов и штурманов. Выпускники Навигацкой школы направлялись на Тихий океан.

В том же году при Иркутском Адмиралтействе специальным указом Правительствующего Сената была учреждена Охотская морская команда. Иркутское адмиралтейство стало местом формирования и снабжения Сибирской флотилии. Все припасы и орудия доставлялись в Охотск, первый военно-морской порт России на Тихом океане, через Иркутск, Байкал, по Лене до Якутска и далее извозом – до Охотска.

В Навигацкой школе также было открыто отделение для обучения японскому языку. В дальнейшем с Байкала будут брать старт многие экспедиции на Север и Восток.

Всего на Иркутском адмиралтействе было построено 23 парусных судна. Суда строились в двух верстах от Ангары, на реке Ушаковке, а затем тянулись лошадьми к селу Лиственничному.

Проблема пиратства на озере заставила строить боевые суда. В конце XVIII века в Иркутске начинается сооружение двухмачтовых галиотов, впрочем, не только для военных нужд.

Боты и галиоты строились по чертежам, присылаемым из Санкт-Петербурга. Суда предназначались для плавания по морям и были малопригодны для условий Байкала. Это стало причиной многочисленных крушений. Галеон «Николай» перевернулся в своём первом рейсе. Осенью 1772 года бот «Св. Кузьма» был выброшен на берег у Посольского монастыря. В 1779 году у Посольского потерпел аварию бот «Адриан и Наталья», а также «Ермак» и парусный транспорт «Иркутск».

Паровой флот озера

В середине XIX века на смену парусным судам приходят паровые. Первый пароход на Байкале был заложен еще в 1843 году. Большинство механизмов для пароходов приходило из Европейской России или Европы. Так было и с двумя самыми известными судами на озере – ледоколами «Ангара» и «Байкал».

Несмотря на существенные преимущества перед парусными судами, пароходы также часто шли на дно из-за буйного нрава Байкала. Крупнейшая катастрофа на Байкале произошла осенью 1902 года, когда перевернулись баржи, которые тянул пароход «Александр Невский». Тогда погибло 172 человека, но сам пароход чудом уцелел.

-2

Несмотря на гибель людей и судов, судоходство на озере не останавливается. В 1916 г. по инициативе и под руководством В. Ч. Дорогостайского был построен катер «Чайка». Правда, просуществовал он сравни­тельно недолго. Но вместо него байкальской экспедицией Академии наук был построен новый катер – его точная копия, – который прослужил около полувека. Для дере­вянных судов это завидное долголетие. За это время он несколько раз модернизировался и перестраивался.

В советское время было построено еще одно, ныне крупнейшее исследовательское судно на озере. Это «Г. Ю. Верещагин», судно Лимнологического институ­та Сибирского отделения Академии наук СССР, построен­ное в 1962 г. Это современное судно оснащено эхолотами, радиолокаторами, судовыми дистанционными метеостанциями, гидрологическими глубоководными лебедками, траловой лебедкой, глубоководным якорным уст­ройством, позволяющим стать на якорь на любой глубине Байкала, и другим экспедиционным и навигационным оборудованием.

В настоящее время на Байкале имеется не менее 10 000 судов различного водоизмещения.