"Жигули" - поистине народный автомобиль! Разные модификации этой машины выпускались в СССР и на территории постсоветских стран почти 45 лет: с 1970-го по 2014 годы.
Даже сейчас, на пороге 2020-х годов эти машины по-прежнему встречаются на улицах Москвы, а в части малых городов и в сельской местности составляют основу бюджетного автопарка.
Всего я насчитал более 120 модификаций "Жигулей", львиная доля из которых являются экспортными (импортеры в разных странах вносили существенные измнения в конструкцию машин).
Однако "глубокий" разбор модификаций мы оставим на потом, а в рамках даннной статьи научимся внешне различать семь основных моделей Жигулей: от "копейки" до "семерки".
ВАЗ-2101 (1970)
Основные "отличительные признаки" ВАЗ-2101 - две большие круглые фары спереди и маленькие горизонтальные задние фонари.
Кстати, есть способ отличать модели ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013 от "чистых" ВАЗ-2101: наличие вентиляционных дефлекторов на задних стойках.
ВАЗ-2101 прозвали "копейкой" не сразу: для начала 1970-х годов это была современная комфортная машина, и называли ее не иначе как "единичкой".
ВАЗ-2102 (1971)
ВАЗ-2102 ("двойка") - это по сути та же "единичка", но в кузове универсал. Соответственно, внешне эти машины различаются по багажному отделению.
ВАЗ-2103 (1972)
"Тройка" разрабатывалась как "люксовая" версия "единички". Внешне эта модель отличалась, в первую очредь, наличием четырех фар спереди, иных задних фонарей и молдингов на боковинах.
ВАЗ-2106 (1976)
Как ни странно, следующей за ВАЗ-2103 моделью была именно ВАЗ-2106.
Вообще, "идеология" семейства подразумевала три модели: седан (2101), универсал (2102) и "люксовый" седан (2103). Следующими должны были стать по аналогии седан (2104), универсал (2105) и "люксовый" седан (2106). Как обычно, неплохая идея потерпела крах: в середине 1970-х годов сделали только "люксовый" ВАЗ-2106, а остальные номера остались незанятыми. Впоследствии как раз были разработаны три новые модели: седан (2105), универсал (2104) и "люксовый" седан (2107), но нумерация уже сбилась.
"Шестерка" кажется похожей на "тройку", но на самом деле различий немало: например, четыре передние фары оказались посажены в специальные колодцы, бампера получили черные пластиковые накладки, а задние фары стали еще больше. Также эти модели можно различить по колесам и молдингам, но эти элементы у разных модификаций ВАЗ-2106 сильно варьировались.
ВАЗ-2105 (1980)
"Пятерка" стала базовой моделью нового семейства, которое также включало универсал ВАЗ-2104 и седан повышенной комфортности ВАЗ-2107.
От "шестерки" ВАЗ-2105 легко отличить по прямоугольным фарам, иным бамперам и задним фонарям, а также по другой поверхности боковин, практически лишенной молдингов.
ВАЗ-2107 (1982)
ВАЗ-2107 - "люксовая" модификация седана ВАЗ-2105. Эти машины легко отличить спереди по "мерседесовскому" выступу на капоте в промежутке между фарами. Конечно, на самом деле различий значительно больше: например, новые "более черные" бампера с торцами иной формы позволяют безошибочно идентифицировать "семерку" практически с любого ракурса.
ВАЗ-2104 (1984)
"Четверка" - универсал на базе ВАЗ-2105. Те же прямоугольные фары, те же "пятерочные" бампера, но иной багажный отсек увеличенного объема.
А еще...
Конечно, мы рассмотрели только самые значительные, бросающиеся в глаза, различия между моделями. На самом деле, мелких различий намного больше, но о них мы поговорим в другой раз.
Да и, как упоминалось в начале статьи, модификаций "Жигулей" гораздо больше - за 45 лет производства чего только не придумывали!
А на каких "Жигулях" доводилось ездить вам?